Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мохов Региональная элита 1941-1991.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 2, Факторы эволюции региональной политической элиты России 95

правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» (1971 г.), «О районном Совете депутатов трудящихся» (1971 г.), «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов народных депутатов» (1971 г.) и др.128 В 1972-1974 гг. были разработаны и утверж­дены постановлениями Совета Министров РСФСР положения о ряде отделов исполкомов райсоветов 129. После принятия Конституции СССР в 1977 г. многие из этих постановлений, законов были отредактированы в соответствии с новыми конституционными нормами.

Во-вторых, произошло конституционное закрепление особого поло­жения роли КПСС в обществе. Все эти новации свидетельствовали о дальнейшем переделе сфер влияния: партийные власти, утверждая себя в качестве высшей силы в обществе, перекладывали часть забот о регионах на местные советские органы, сохраняя за собой ключевое право регулирования взаимоотношений между субъектами политичес­кой и экономической жизни.

За внешней стабильностью отношений в середине 1960-х — 1980-е гг. просматриваются глубокие внутренние изменения в положении и роли региональных элит. Стабильность их состава способствовала сплоче­нию регионального сообщества руководителей на основе личных свя­зей. Право номенклатурного контроля за областным, районным и город­ским уровнями власти привело к концентрации основных рычагов влияния в руках партийных властей, которые, соблюдая правила игры, старались без особой нужды не злоупотреблять ими при взаимоотноше­ниях с отраслевыми министерствами. Главное, что отличает данный период от предшествующего,— это превращение итеративных проце­дур назначения в основной механизм ротации кадров. Кадровый вопрос стал ареной политического торга, в рамках которого происходил обмен ресурсами между всеми акторами политического процесса, особенно между региональными и центральными элитами.

Уже в конце 1970-х гг. стало очевидно, что страна нуждалась в новых стимулах развития. Однако для правящей элиты «повторение пройден­ного» в смысле реанимации прежних рецептов модернизации казалось менее привлекательной идеей, чем поиск новых путей эволюции, органично вытекавших из их сложившегося статуса и возможностей. Чистка партийного руководства, которая проводилась при Ю. Андропо­ве, показала политической элите реальные перспективы недалекого будущего. За время правления Ю. Андропова в Москве было сменено До 31 % партийных руководителей, на Украине — до 34%, в Казахста­не—до 32 %130. С другой стороны, он, помимо своего желания, нанес сильный удар по основам системы Ю. Андропов по идеологическим Устоям, заявив, что мы плохо изучили общество, в котором живем 131. Первым лицом в государстве были санкционированы возможность сомнения и возможность теоретического поиска.

Новации продолжились М. Горбачевым. Предложенные им меры вызывали двойственное отношение в рядах региональных элит. С одной стороны, становилось ясно, что осуществление этих мер ведет к глубо-

96

В. П. Мохов Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.)

кой трансформации режима, утрате стабильности, возможной потере привилегированного положения. В этом смысле региональная элита как слой относилась к реформам настороженно. Но эти же реформы вели к глобальному перераспределению ролей, полномочий, сфер влияния. Ц в этом контексте в среде региональных элит уже не было единодушия. Соблазны оказались слишком велики, чтобы перед ними можно было устоять. Советская государственная элита становилась единственным реальным распорядителем ресурсов региона, все больше оттесняя партийную элиту, особенно если учесть ослабление Центра. Директорат превращался в неконтролируемого хозяина производств. Для духовной элиты исчезал идеологический контроль. Распад номенклатурной сис­темы означал, что властный капитал переходил к тем акторам полити­ческого процесса, которым удалось к концу 1980-х гг. сконцентрировать в своих руках формальные рычаги власти.

Первые эксперименты с переводом предприятий на хозрасчет, с избирательной системой, с укреплением дисциплины не могли принци­пиально изменить систему. Но они смогли поднять волну ожиданий и готовности к действиям. Массовые кадровые замены на региональном уровне, предпринятые сперва Ю. Андроповым, а затем М. Горбачевым не могли иметь сколько-нибудь значимого эффекта, поскольку не изме­няли институциональную основу власти региональных элит.

Эволюция политической элиты в переломные для развития общества годы осуществляется быстро. Те новации, которые в предшествующие годы и десятилетия накапливались постепенно, сейчас придавали осо­бый импульс политическим и социальным изменениям. Год, а иногда и месяцы меняли, и весьма существенно, положение личностей, групп, слоев элиты.

Внутри бурного периода «перестройки» условно можно выделить две различающиеся стадии. Первая стадия (1985-1989 гг.) —это последние годы существования на местном уровне «классической» советской системы с реальной руководящей ролью партии; это период усиления кризисных явлений в политической системе советского общества, по­степенно переходящий в открытую стадию кризиса. Попытки партийной элиты приспособиться к новым реалиям с помощью механизмов демок­ратии начинают разрушать существующие политические структуры. Ограниченная и контролируемая демократизация в обществе сразу же создала опасную ситуацию для правящей элиты, в первую очередь для партийной элиты. За эти пять лет правящий слой в регионах проделал гигантскую эволюцию от позиции безусловной поддержки центральной власти к колебаниям в выборе приоритетов во властных структурах, от осознания себя как самодовлеющей и самодостаточной силы для реализации властных отношений к реальным действиям по разделу власти, от борьбы за первые партийные должности к борьбе за государ­ственные должности.

В 1985-1987 гг. идет эволюция традиционной модели элиты. В своих внешних проявлениях она достигает максимума своих возможностей,