Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 3. Основное противоречие капитализма. Основные классы буржуазного общества

Капиталистическое производство появилось на свет чрева­тое внутренними противоречиями. Действие закона прибавоч­ной стоимости обостряет эти противоречия, их развитие приводит капитализм к гибели. Основным противоречием капита­лизма является противоречие между общественным характе­ром процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения.

Истоки основного противоречия капитализма уходят в про­стое товарное хозяйство. Противоречие между общественным и частным трудом как раз и является, той формой, на основе которой вырастает противоречие между общественным характе­ром процесса производства и частнокапиталистическим присво­ением.

Труд мелкого товаропроизводителя был включен в систему общественного разделения труда и поэтому носил обществен­ный характер. Однако товары изготовлялись отдельным само­стоятельным производителем из собственного сырья, часто им же произведенного, собственными орудиями индивидуального производства. Продукт присваивался этим же производителем. Собственность на продукты покоилась на собственном труде, который являлся непосредственно частным трудом.

С появлением капиталистических крупных мастерских и ма­нуфактур обобществление труда шагнуло вперед, а частная соб­ственность, основанная на личном труде, превратилась в част­нокапиталистическую собственность. Собственник средств про­изводства продолжал присваивать продукты, хотя они произ­водились уже не его, а исключительно чужим трудом. Машин­ное производство превратило процесс труда в действительно общественный процесс, но он остался втиснутым в рамки частнокапиталистического присвоения. И тем резче выступила несовместимость общественного характера процесса производства с той капиталистической формой, внутри и посредством которой он развивался.

Капиталистическое производство в самом себе развило факторы своей собственной гибели. Источник его развития — основное противоречие — постепенно превратился в источник глубочайшего конфликта, раздирающего капитализм. Энгельс писал: «...продукт общественного труда присваивается отдельным капиталистом. Это и составляет основное противоречие, откуда вытекают все те противоречия, в которых дви­жется современное (т.е. капиталистическое. — Авторы) обще­ство и которые с особенной ясностью обнаруживаются в круп­ной промышленности».

Внимание политической экономии до Маркса было обращено на показ преимуществ капиталистического способа производства перед мелким, раздробленным производством крестьян и ремесленников или на критику противоречий, порождаемых капиталистическим производством. В первом случае экономисты подчеркивали роль капитализма в развитии производительных сил, во втором — старались обнажить отрицательные черты капиталистических производственных отношений, противоречивый характер развития капитализма.

Классическая школа буржуазной политической экономии в анализе процесса обобществления труда и производства шла главным образом по первому пути. Это и понятно. Классики буржуазной политической эконо­мии, считая капитализм естественной формой общественного производства, основное внимание обращали на производительные силы. А. Смит ярко пока­зал значение разделения труда для повышения его производительности, пре­имущества крупного производства перед мелким, раздробленным производ­ством. Правда, Смит не всегда приходил к правильным выводам в оценке перспектив развития производительных сил. Являясь, как указывал К. Маркс, обобщающим экономистом мануфактурного периода развития капитализма, Смит не смог понять роли машин в общественном производстве. Вульгарная политическая экономия воспевала на все лады капиталистическое крупное машинное производство. Но ее представители сознательно закрывали глаза на антагонистические противоречия, которые до крайности обостряются с появлением и развитием крупного капиталистического машинного производ­ства и находят свое выражение в кризисах, безработице, анархии производ­ства и т.д.

Мелкобуржуазные экономисты подвергали острой критике крупное ма­шинное производство, противоречия, которые оно порождает. Но они не ви­дели прогрессивной роли капитализма, не понимали того, что капитализм, обобществляя труд и производство, подготавливает условия для перехода к новому общественному строю — социализму.

Одной из форм выражения основного противоречия капита­лизма является противоречие между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всем об­ществе.

Капиталистический способ производства вырос на почве анархического товарного хозяйства, раздробленного частной собственностью. Капитализм усилил эту анархию, расшатав и разрушив феодальные перегородки, замкнутость натурального хозяйства средневековья. Но капитализм достиг этого путем концентрации средств производства и рабочей силы на круп­ных предприятиях, путем непосредственного обобществления труда сначала в мануфактурных мастерских, а затем на фабри­ках под командой отдельных предпринимателей. На рынке ка­питалисты выступают как независимые друг от друга произво­дители товаров, здесь — царство стихии. Но внутри мануфакту­ры, внутри фабрики господствует беспрекословный авторитет капиталиста, здесь все подчинено его воле. Фабричное разде­ление труда есть более высокая форма по сравнению с ману­фактурным разделением труда. И поэтому на фабрике необхо­димость централизованного управления процессом труда, воз­никающая в мануфактуре, развивается дальше. На фабрике в гораздо большей мере, чем в мануфактуре, действует закон «железных» пропорций между различными звеньями совокуп­ного труда. Этого требует сама технология крупного производ­ства. Капиталист сознательно устанавливает эти пропорции и строго следит за их соблюдением. И чем крупнее капиталисти­ческое предприятие, чем больше на нем сосредоточено средств производства и рабочей силы, тем шире в каждом отдельном случае границы планомерной организации производства. Но эта организация имеет место в общей обстановке анархиче­ского хозяйства. И анархия общественного производства усиливается в той мере, в какой растут крупные капиталистические предприятия, ведущие конкурентную борьбу друг с другом.

Таким образом, общественный характер процесса производ­ства, втиснутый в узкие рамки частнокапиталистических отно­шений, превращает последние в крайне противоречивое явле­ние. Как частные они целиком соответствуют анархическому строю общественного производства, исключая в нем какую бы то ни было сознательную организацию и единое централизован­ное управление. Как капиталистические, они покоятся на экс­плуатации совокупного рабочего, на кооперации труда, требую­щей функции авторитарного руководства и управления коопе­ративным процессом труда. Это — своеобразное «признание» об­щественной природы современных производительных сил. Но на почве капиталистических производственных отношений планомер­ная организация в народнохозяйственном масштабе невозможна.

Противоречие между планомерной организацией производ­ства на отдельных предприятиях и анархией производства во всем обществе свидетельствует о том, что частнокапиталисти­ческие отношения с самого начала своего возникновения имеют исторически преходящий характер, что, выполнив свою историческую миссию, они неизбежно превращаются в тормоз разви­тия производительных сил. Они сами себя отрицают, подготав­ливая материальные предпосылки для революционного пере­хода общества к новому, социалистическому, планомерно разбивающемуся производству.

Развитие производительных сил, гигантский рост обобществ­ления труда привели к полному разрыву между средствами производства, сконцентрированными в руках капиталистов, и производителями, лишенными всего, кроме своей рабочей силы. Наемный труд стал основой всего производства. Рабочие и капиталисты превратились в два основных враждебных друг дру­гу класса буржуазного общества. Основное противоречие капи­тализма и выступает наружу прежде всего как антагонистиче­ское противоречие между рабочим классом и классом капиталистов — между трудом и капиталом. Это главная форма его про­явления.

Класс капиталистов, или буржуазия, — господствующий класс буржуазного общества. Ему принадлежат средства про­изводства, с помощью которых осуществляется эксплуатация рабочих. Классу капиталистов подчинено и буржуазное государство. Оно является, по сути дела, исполнительным комитентом класса капиталистов, орудием политической диктатуры буржуазии. В условиях современного капитализма государство фактически стало орудием наиболее влиятельной верхушки буржуазии — крупнейших монополистов.

Рабочий класс — главная производительная сила буржуазного общества, он появился на свет вместе с фабрично-заводским производством.

На протяжении всей истории капитализма между рабочими и капитали­стами идет непримиримая классовая борьба. Она развивается по мере роста производительных сил, увеличения численности пролетариата, его сосредото­чения в крупных промышленных центрах и развития его классового самосо­знания. Незрелые формы классовой борьбы, характерные для ранней сту­пени существования капиталистического общества, сменились развитыми фор­мами. На заре капитализма рабочие выражали свой протест против угнета­телей очень примитивно. Так, в конце XVIII в. и в начале XIX в. в Англии широко развернулось движение луддитов (по имени ткача Неда Лудда): В машине рабочие ошибочно видели причину своих несчастий и бед и на нее обращали свой гнев. Их девизом было физическое уничтожение машин. Но постепенно рабочий класс приходил к осознанию своего положения в бур­жуазном обществе, освобождался от заблуждений луддизма и других форм неразвитой классовой борьбы против капитала. Самой жизнью рабочий класс был подведен к пониманию того, что не машина его враг, а капитал, приме­няющий машину в целях эксплуатации рабочих. Против господства капитала рабочий класс непрерывно ведет революционную борьбу во все более высо­ких, развитых формах. В ходе классовых битв он организуется, создает свои профсоюзы и политические партии, ведет экономическую, политическую и тео­ретическую борьбу против капитализма.

Рабочий класс олицетворяет собой высокоразвитые совре­менные производительные силы, их общественную природу, не­совместимую с частнокапиталистической формой присвоения и требующую перехода общества к общенародной, социалистичес­кой собственности. В отличие от всех других классов буржуаз­ного общества, в том числе и от трудящегося крестьянства, ре­месленников, кустарей, рабочий класс не тяготеет к частной собственности. Капитализм отобрал ее у рабочих. Совместный труд на крупных капиталистических предприятиях способствует сплочению и росту классового самосознания пролетариата. Ра­бочий класс приемлет теорию научного социализма, разработан­ную классиками марксизма, как свое собственное мировоззре­ние. Вот почему рабочий класс — и только он — в союзе с кресть­янством, во главе всех трудящихся способен свергнуть власть капитала и повести людей к социализму. «Главная движущая сила, — говорится в Программе КПСС, — революционного пре­образования мира — рабочий класс, самый последовательный революционный класс... Осуществляя историческую миссию рево­люционного преобразователя старого общества и созидателя но­вого строя, рабочий класс становится выразителем не только своих классовых интересов, но и интересов всех трудящихся. Он, естественно, выступает как гегемон всех сил, борющихся против капитализма».

Закон прибавочной стоимости, выражающий основное про­изводственное отношение капитализма — отношение капиталис­тов и рабочих, ведет к неизбежному обострению классовой борь­бы внутри буржуазного общества. В результате этой борьбы на­ступает революционное крушение капиталистического строя.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

В предыдущем разделе было изложено содержание наиболее существенных экономических категорий, открытие которых дало ключ к объяснению всей совокупности производственных отно­шений капитализма. На поверхности явлений отношения между пролетарием и капиталистом предстают в таких формах, кото­рые искажают их действительный характер. Рабочий продает, Капиталист покупает рабочую силу. Но в повседневной практике дело выглядит иначе. Ни капиталист, ни рабочий в обыденных отношениях не ведут речи о купле-продаже рабочей силы, о ее стоимости и цене. Рабочий, работающий на предприятии капи­талиста, через определенные промежутки времени получает из кассы предприятия известную сумму денег, заработную плату. Форма заработной платы создает видимость полной оплаты труда рабочего, она маскирует куплю-продажу рабочей силы. Раскрытие действительной природы заработной платы оказы­вается возможным лишь после того, как выяснена сущность ка­питала и прибавочной стоимости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]