Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 5. Завершение территориального раздела мира

Переход от господства свободной конкуренции к господству монополий в экономике сопровождался поворотом к резкому усилению политики колониальных захватов слабых стран капи­талистически развитыми государствами.

С 1876 по 1914 г. площадь колониальных владений Англии возросла с 22,5 млн. до 33,5 млн. кв. км, Франции — с 0,9 млн. до 10,6 млн. кв. км; Германия, вступившая позднее этих стран на путь колониальных захватов, в 1914 г. уже присвоила 2,9 млн. кв. км земель за рубежом, что почти в 6 раз превышало площадь метрополии. США захватили огромные территории на самом континенте. Здесь европейские колонизаторы уничтожили большую часть коренного населения, а оставшуюся часть согнали с его исконных зе­мель. Они отторгли от соседней Мексики около половины ее территории, при­соединили к себе Пуэрто-Рико, зону Панамского канала, Виргинские острова, распространили свою фактическую власть на ряд латиноамериканских госу­дарств.

На протяжении только последней четверти XIX в. процент земельной пло­щади, принадлежащей империалистическим державам в Африке, увеличился с 10,8 до 90,4%, в Полинезии —с 65,8 до 98,9%, в Азии — с 51,5 до 56,6%. С учетом стран, юридически самостоятельных, а на деле зависимых от, импе­риалистических держав, выходило, что небольшое число государств — Англия, Франция, Германия, США, Бельгия, Голландия —в короткий срок превратило все остальные страны капиталистического мира либо в колонии, либо в рай­оны своего фактического господства. Львиная доля при разделе мира доста­лась странам «старого» капитализма — Англии, Франции, Голландии, которые вступили на путь колониальных захватов раньше «молодых» капиталистиче­ских государств — Германии, Японии, Италии.

Образовалась новая, специфическая монополия — колони­альная монополия немногих империалистических держав как безраздельных «хозяев» остальной части земли. Территориаль­ный раздел мира стал одним из основных признаков перераста­ния капитализма свободной конкуренции в капитализм монопо­листический. Территориальный раздел мира к началу XX в. явился весьма важным историческим рубежом в развитии капи­тализма. Поскольку раздел мира был завершен, в дальнейшем возможен был только его передел силой оружия. Количествен­ные изменения перешли в качественные. Эпоха сравнительно «мирного» расширения сферы господства крупного капитала метрополий на новые страны и народы закончилась. Началась эпоха мировых империалистических войн за передел уже поде­ленного мира.

Истоки этой борьбы состоят в том, что господство монополий в экономике необходимо порождает усиление политики колони­альных захватов.

Во-первых, господство монополий усиливает эксплуатацию пролетариев, обостряет проблему рынков, вызывает жестокую борьбу за внешние рынки. Только владение колониями гаранти­рует успех в этой борьбе, так как позволяет монопольно эксплу­атировать рынок колонии, а в случае нужды даже закрыть его для товаров конкурентов.

Во-вторых, в метрополиях производство осуществляется в весьма крупных масштабах. Оно поглощает не только гигант­ские, но и постоянно возрастающие по количеству и разнообра­зию массы сырья. Между тем огромная, а иногда основная часть сырья добывается вне метрополий. Лишь владение коло­ниями дает полную гарантию, что сырье будет поступать с до­статочной регулярностью, и создает возможность исключить полностью конкурента. Наличие собственного сырья устраняет для монополии также и необходимость отдавать часть прибыли торговым посредникам, позволяет использовать выгоды комби­нирования.

В силу этих причин с переходом к империализму возникает стремление к захвату всякой хозяйственной территории, «про запас», в расчете на уже имеющиеся источники сырья и на воз­можность обнаружения их в будущем.

В-третьих, переход к монополистическому капитализму по­родил вывоз капитала, а интересы вывоза капитала толкают к захвату колоний. Помещение капитала в собственные колонии под охраной военной машины империалистов является не только исключительно выгодным, по и наиболее безопасным.

В-четвертых, к завоеванию колоний толкают также социаль­ные условия эпохи монополистического капитализма. Возрос­шая с переходом к монополистическому капитализму неустой­чивость капиталистической системы, частые и глубокие кризисы, безработица, ухудшение условий жизни масс побуждают монополии стремиться к колониальным захватам, чтобы исполь­зовать колонии для оттока «избыточного» населения. Монопо­лии пытаются связать некоторые слои трудящихся со своей по­литикой захватов и порабощения других народов, привить им империалистическую идеологию и отвлечь от общей для угнетенных капиталом трудящихся метрополий и колоний клас­совой борьбы против монополистического капитала.

В-пятых, стремление к новым колониальным захватам дик­туется и военно-стратегическими соображениями. Империали­стам нужно иметь наиболее выгодные плацдармы для охраны своей доли в окончательно разделенном мире и для того, чтобы при случае урвать что-либо из доли конкурента. Этим объяс­няется стремление империалистических держав к захватам не только хозяйственной территории, но и территории вообще, мо­гущей служить для военно-стратегических целей.

Усилив общую тенденцию капиталистически развитых стран к колониальным захватам в период, когда весь мир был уже практически разделен, империализм породил острейшую борьбу между самими империалистическими державами за передел колониальной добычи. Развитие империалистических держав протекает неравномерно. С течением времени это приводит к рез­кому нарушению равновесия внутри мировой системы капита­лизма, причем та группа капиталистических стран, которая считает себя менее обеспеченной сырьем и рынками сбыта, обычно делает попытки изменить положение и переделить «сфе­ры влияния» в свою пользу —путем применения вооруженной силы.

Германский империализм, вступивший на историческую сцену позднее английского и французского и потому «обойден­ный» при первоначальном разделе мира, начал первую миро­вую войну 1914—1918 гг. за передел колоний и сфер влияния.

590

Через 25 лет, оправившись с помощью американских и английских монополий после поражения в этой войне, герман­ский империализм в союзе с японскими и итальянскими импе­риалистами развязал вторую мировую войну за мировое господство. В современных исторических условиях империали­стические круги Федеративной Республики Германии вновь выдвигают" территориальные претензии, в том числе к социали­стическим странам. Вместе с американскими империалистами они выступают в качестве наиболее активных вдохновителей политики с позиций силы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]