Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М.- Волтерс Клувер.rtf
Скачиваний:
233
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
6.72 Mб
Скачать

§ 5. Недопустимость ссылки на внутреннее право государства и правила международной организации

Несущие ответственность государство или международная организация не могут ссылаться на свое внутригосударственное право или на правила организации для оправдания невыполнения своих обязательств, относящихся к правовым последствиям ответственности.

В отношении государства это правило подтверждается международными договорами, практикой государств и решениями международных органов. Так, в 1906 г. спор между США и Японией о дискриминационной политике в сфере образования в Калифорнии был решен путем пересмотра законодательства этого штата*(541). Другим примером может служить решение Постоянной палаты международного правосудия по делу Университета Питера Пазмана*(542).

Общее положение о соотношении международного и внутреннего права нашло подтверждение в Венских конвенциях о праве международных договоров. В Конвенции о договорах с участием организации содержится следующее положение:

"Статья 27. Внутреннее право государств и правила международной организации и соблюдение договоров.

1. Государство-участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им этого договора.

2. Международная организация - участник договора не может ссылаться на правила данной организации в качестве оправдания для невыполнения этого договора".

Как видим, общее правило относится в равной мере как к государствам, так и к международным организациям.

В Статьях об ответственности государств соответствующее положение сформулировано так:

Статья 32. Недопустимость ссылки на внутригосударственное право

Как видим, статья сформулирована по аналогии с соответствующими статьями Венских конвенций. Эта статья, как и ст. 3, закрепляет для целей ответственности общий принцип. Действие этого принципа может ограничиваться договором. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает справедливое удовлетворение вместо полного возмещения, "если внутреннее право указанной страны предусматривает только частичное возмещение ущерба" (ст. 41).

При обсуждении проекта ст. 32 государства не сделали критических замечаний. Было отмечено, что статья имеет большое значение не только для определения содержания ответственности, но и в связи с другими аспектами правовых норм об ответственности, включая источник такой ответственности.

§ 6. Объем международных обязательств, установленных нормами о содержании ответственности

Установленные нормами о содержании ответственности обязательства несущего ответственность субъекта могут быть обязательствами в отношении государства или международной организации, в отношении нескольких государств или организаций и, наконец, в отношении международного сообщества в целом. Это, в частности, определяется характером и содержанием международного обязательства и обстоятельствами его нарушения. Так, загрязнение моря может затрагивать лишь одно государство или несколько прибрежных государств, но может быть и столь масштабным, что страдают интересы международного сообщества в целом. Некоторые особенно серьезные правонарушения по самому своему характеру затрагивают общие интересы, например, агрессия, геноцид, преступления против человечности. Степень тяжести нарушения также влияет на объем обязательств относительно прекращения и возмещения.

В Статьях об ответственности государств соответствующие положения сформулированы следующим образом:

Статья 33. Объем международных обязательств, установленных в настоящей Части

В данном случае пояснений требует лишь п. 2 статьи. Имеют место случаи, когда существующее в отношении государства обязательство возмещения ущерба, в конечном счете, осуществляется в отношении иных субъектов. Наиболее показательна в этом плане ответственность за нарушение договоров о правах человека. Такая ответственность может существовать в отношении всех сторон соответствующего договора. Однако конечными и основными бенефициариями являются индивиды. В Комментарии к Статьям об ответственности говорится, что в таких случаях индивидов "следует рассматривать в качестве конечных бенефициариев и в этом смысле в качестве субъектов соответствующих прав".

Положение о том, что международное право непосредственно создает права для индивида, было подтверждено Международным Судом ООН в решении по делу братьев Ла Гранд. Суд определил, что статья 36 Венской конвенции о консульских сношениях "создает индивидуальные права, на которые, согласно положениям статьи 1 Факультативного протокола, могут ссылаться в этом Суде представители государства, гражданином которого является содержащееся под стражей лицо"*(543).

Пункт 2 ст.  33 не касается возможности ссылки на международную ответственность государства физических и юридических лиц. Вопрос о возможности такой ссылки определяется соответствующими договорами и нормами общего международного права. Рассматриваемый пункт лишь признает такую возможность. Об этом свидетельствует формулировка относительно права, "которое может возникать непосредственно для любого лица или образования иного, чем государство".

В этой связи отмечу, что в подготовленном Секретариатом ООН русском тексте статей об ответственности приведенная формулировка имеет иной вид: право, "которое может непосредственно приобретаться любым лицом или образованием, иным, чем государство". Думается, что в данном случае, с юридической точки зрения, правильнее переводить английское слово "accrue" как "возникать". Это больше соответствует смыслу языка оригинала. Обращаю на этот момент внимание, поскольку отмеченная неточность имеет юридическое значение. Физические лица и негосударственные образования не могут "непосредственно приобретать" права по международному праву. Они могут возникнуть для них лишь в результате соответствующих действий субъектов международного права.

В качестве общего правила такого рода права защищаются соответствующим государством, а если дело касается сотрудника международной организации, то этой организацией. Но в некоторых случаях государства устанавливают определенные процедуры, в рамках которых индивиды и негосударственные образования могут непосредственно ссылаться на ответственность государства, нарушившего их права. Примерами могут служить некоторые договоры о правах человека, которые предусматривают право обращения частных лиц в специально создаваемые международные органы. Это имеет место и в случае двусторонних или региональных соглашений о защите капиталовложений.

При обсуждении проекта рассматриваемой статьи в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН дискуссия касалась в основном второго пункта. Ряд делегаций высказали поддержку этому пункту. Вместе с тем, он был сочтен неясным в отношении взаимосвязи права ответственности государств и основанных на частном праве исках о возмещении, поданных в суды государства, несущего ответственность. Признавалось приемлемым право индивидов обращаться к праву международной ответственности. Одновременно высказывалось мнение, что такой подход может выходить за рамки существующей практики государств. Наконец, некоторые делегации предложили исключить п. 2, обосновывая это тем, что ссылка на иных, нежели государство, бенефициариев, представляется сомнительной и требует, по крайней мере, дальнейшего рассмотрения.