Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М.- Волтерс Клувер.rtf
Скачиваний:
233
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
6.72 Mб
Скачать

§ 11. Поведение повстанческого или иного движения

Сегодня является общепризнанной международно-правовая норма, согласно которой государству не может быть присвоено поведение повстанческого движения, ведущего борьбу против существующей власти. Основана эта норма на том, что повстанческие или иные движения независимы от власти государства. Продолжается такое состояние до того, как государство подавит эти движения.

В прошлом весьма остро стоял вопрос об ответственности государства за ущерб, причиненный гражданскими войнами, мятежами, восстаниями. Будучи заинтересованными в защите своих граждан и их собственности в зависимых и полуколониальных странах, промышленные державы добивались утверждения правила, возлагавшего в таких случаях ответственность на соответствующую страну. Достаточно вспомнить возложение с помощью силы на Китай тяжелой материальной и политической ответственности за ущерб, причиненный иностранцам во время "боксерского восстания" в конце XIX в.

Немало подобных случаев имели место с латиноамериканскими странами. Примером могут служить события 1902-1903 гг., когда Венесуэла отказалась компенсировать ущерб, причиненный иностранцам в ходе гражданской войны. В ответ западноевропейские государства применили военную силу и навязали соглашения, обязывавшие эту страну возместить ущерб, причиненный их гражданам.

В связи с этим следует отметить, что международное право и того времени не знало нормы, которая бы возлагала ответственность за поведение антиправительственных вооруженных сил на государство*(377). Показательно, что, несмотря на отмеченную практику промышленных государств, в те же годы состоялось немало арбитражных решений, подтвердивших приведенную выше общую норму*(378).

Знаменательна в этом плане позиция франко-венесуэльской комиссия по претензиям, учрежденной после упомянутого венесуэльского конфликта. В решении 1902 г. по делу "Френч компани оф Венесуэлан рейлроудс" Комиссия определила, что государство не может нести ответственность за действия революционеров, "если только революция не закончилась победой". Лишь в последнем случае такие действия касаются ответственности государства "согласно признанным нормам публичного права"*(379).

Эти положения нашли признание в международной практике. Подготовительный комитет Конференции по кодификации международного права 1930 г. попросил правительства высказать свое мнение относительно следующих положений:

а) поведение органов повстанческого движения не может присваиваться государству или влечь за собой его международную ответственность;

б) только поведение органов государства в связи с наносящими ущерб действиями повстанцев может присваиваться государству и влечь за собой его международную ответственность, но только при условии, что такое поведение представляет собой нарушение международно-правового обязательства данного государства. В своих ответах правительства в значительной мере выразили свое согласие с этими положениями*(380).

Эти положения неоднократно находили отражение в арбитражной практике. Они обосновывались многими авторитетными юристами*(381).

Положение о том, что образованное в результате победы повстанческого движения новое правительство несет ответственность за деяния, совершенные движением в ходе восстания, неоднократно подтверждалось в дипломатической практике. Подготовительный комитет Конференции 1930 г. предложил в качестве основы для обсуждения следующее положение: "Государство несет ответственность за ущерб, причиненный иностранцам повстанческой партией, одержавшей победу и ставшей правительством в такой же мере, в какой оно несет ответственность за ущерб, причиненный действиями правительства де-юре, или его должностных лиц, либо войск"*(382).

В международной арбитражной практике и в доктрине широко признана обоснованность присвоения государству поведения повстанцев, достигших своей революционной цели. В решении франко-мексиканской комиссии по претензиям по делу "Пинсон" (1928 г.) говорилось: "Если вред причинен, например, в результате реквизиций или насильственных контрибуций, осуществленных... революционерами до их окончательной победы, или если он был вызван... правонарушениями, допущенными победившими революционными силами, то ответственности государства... нельзя отрицать"*(383).

В решении смешанной комиссии для Венесуэлы 1903 г. по делу "Боливар рейлуэй компани" говорилось: "Государство несет ответственность за обязательства победоносной революции с самого начала этой революции, ибо теоретически она выражает собой ab initio изменение национальной воли, окончательно выкристаллизовавшееся в успешном исходе революции"*(384).

Аналогичная ситуация и в случае создания нового государства на части территории соответствующего государства или территории под его управлением. Новое государство несет ответственность за поведение движений, победа которых привела к его созданию.

При этом следует отметить, что для решения вопросов ответственности не имеет значения законность или незаконность действий антиправительственного движения, которые привели его к власти. В консультативном заключении Международного суда по Намибии говорилось, что "физический контроль над территорией, а не суверенность или законность титула является основой ответственности государства за деяния, затрагивающие другие государства"*(385).

В случае длительной борьбы движения за создание нового государства может быть признана правосубъектность этого движения в качестве государства, находящегося в процессе становления.

Создание движением нового правительства не означает создания нового субъекта международного права. Государство остается тем же субъектом международного права, несмотря на произошедшие в нем преобразования. На этом основании государству присваиваются не только деяния движения, совершенные в борьбе за власть, но и деяния существовавшего в то время правительства*(386). Эти положения имеют принципиальное значение для решения вопросов правопреемства, в частности, при социальной революции. Как известно, по этой проблеме в прошлом высказывались самые различные мнения*(387).

В случаях, когда движение создает новое государство на части территории какого-либо государства либо на территории, находившейся под его управлением, государство-предшественник не несет ответственности за деяния движения.

В Статьях об ответственности государств рассматриваемому вопросу посвящены следующие положения:

Статья 10. Поведение повстанческого или иного движения.

Обращает на себя внимание то, что в первом пункте статьи предусмотрена возможность создания нового правительства лишь повстанческим движением. Между тем, новое правительство может быть создано и иным движением. Обнаруживается определенное противоречие с пунктом 2 статьи, согласно которому новое государство может быть создано не только повстанческим, но и иным движением. Возникает вопрос: почему иное движение может создать государство, но не может создать правительство?

Содержащееся в комментарии к статье разъяснение едва ли можно признать убедительным: "По сравнению с пунктом 1 сфера действия нормы присвоения поведения, изложенная в пункте 2, расширяется и включает в себя "повстанческие или иные" движения. Эта терминология отражает большее разнообразие движений, действия которых могут привести к созданию нового государства". Приведенное положение не соответствует практике. Гораздо чаще "иные движения" создают новое правительство, чем новое государство. В ходе обсуждения статьи в Комиссии международного права мне пришлось обратить внимание на этот момент, но положение не было изменено. Тем не менее, п. 1 несомненно подлежит применению и в случае, когда новым правительством становится "иное движение".

При определении понятия "повстанческое движение" следует принимать во внимание положения Второго Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны, которые имеют отношение к определению "антиправительственных вооруженных сил". К таким положениям относятся следующие: "Вооруженные силы или другие организованные вооруженные группы, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории (соответствующего государства), который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные действия и применять настоящий Протокол" (п. 1 ст. 1). Такие группы противопоставляются "случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера" (п. 2 ст. 1).

Пункт 3 статьи касается случаев, когда государство могло бы принять предупредительные или карательные меры в отношении движения, но без достаточных оснований этого не сделало. Выражение "поведение, как бы то ни было связанное с поведением данного движения" следует понимать достаточно широко. Наиболее часты такого рода случаи, связанные с причинением ущерба иностранным гражданам и дипломатическим представительствам государств.