Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М.- Волтерс Клувер.rtf
Скачиваний:
233
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
6.72 Mб
Скачать

§ 6. Бедствие

Анализ международной практики свидетельствует, что случаи бедствия, в основном, связаны с воздушными и морскими судами, которые проникают на территорию иностранного государства из-за плохих погодных условий, технической неисправности и т.п. Состояние бедствия как обстоятельство, оправдывающее поведение, которое в ином случае было бы противоправным, предусмотрено рядом конвенций. Так, Конвенция о морском праве 1982 г. разрешает остановку и стоянку судов на якоре при переходе через территориальное море иностранного государства лишь тогда, когда они обусловлены состоянием бедствия (ст. 18.2). Аналогичные положения содержатся в конвенциях по предотвращению загрязнения моря.

С учетом практики Статьи об ответственности государств определяют состояние бедствия сравнительно узко. Оно относится к конкретному случаю, когда лицо, поведение которого присваивается государству, находится в ситуации крайней опасности как для него самого, так и для вверенных ему лиц. Ignoscitur ei qui sanguinem suum qualiter redemptum voluit (тот подлежит оправданию, кто защищает собственную жизнь). Более масштабные состояния бедствия, такие как землетрясения или наводнения и другие чрезвычайные ситуации, могут относиться к форс-мажору или состоянию необходимости.

Статья 24. Бедствие

В отличие от ситуации форс-мажора лицо, действующее в ситуации бедствия, действует не невольно, даже если возможность выбора фактически отсутствует в результате сложившейся опасной ситуации. На этом основании авторы, рассматривающие такую ситуацию, нередко определяют ее как ситуацию "относительной невозможности" выполнения международного обязательства*(481). От состояния необходимости данная ситуация отличается тем, что речь здесь не идет о выборе между соблюдением норм международного права и обеспечением законных интересов государства. Интерес здесь непосредственно состоит в спасении жизни людей, независимо от их гражданства.

Несмотря на то, что практика, связанная с ситуацией бедствия, относится, в основном, к инцидентам с воздушными и морскими судами, возможны и иные случаи. В ходе арбитражного разбирательства по делу судна "Рейнбоу Уорриор" Франция обосновывала свои действия по репатриации двух офицеров с острова Хао "состоянием бедствия в чрезвычайных обстоятельствах, связанных с элементарными соображениями гуманности, воздействующими на поведение органов государства". Арбитраж признал принципиальную допустимость такой ссылки и счел, что она обоснованна в одном из двух случаев. Арбитраж предложил Франции доказать наличие следующих обстоятельств:

"1) наличие совершенно исключительных обстоятельств чрезвычайной срочности, связанных с медицинскими или иными соображениями элементарного порядка, при непременном условии, что скорейшее признание существования этих исключительных обстоятельств впоследствии получено от другой заинтересованной стороны или явно продемонстрировано;

2) восстановление первоначальной ситуации, в которой соблюдаются условия назначения на остров Хао, сразу после того, как исчезли причины чрезвычайной ситуации, на которую была сделан ссылка в обоснование репатриации;

3) наличие добросовестных усилий, направленных на получение согласия Новой Зеландии в соответствии с Соглашением 1986 года"*(482).

Как видим, арбитраж принял расширенную концепцию обстоятельств, оправдывающих ссылку на бедствие, исходя из достаточно серьезной опасности для здоровья. В отличие от этого Статьи об ответственности придерживаются более узкой концепции, согласно которой бедствие связывается лишь с прямой угрозой жизни. В Комментарии к Статьям указывается на нецелесообразность расширять сферу охвата положения о бедствии.

Как и в случае форс-мажора, ситуация, которая была порождена поведением ссылающегося на нее государства, не может квалифицироваться как бедствие. Вместе с тем, отдавая приоритет цели спасения жизни, п. 2 "а" ст. 24 устанавливает, недопустимость ссылки на бедствие лишь в том случае, когда ситуация бедствия целиком либо в сочетании с другими факторами обусловлена поведением ссылающегося на нее государства.

Если поведение создает опасность для большего числа жизней, чем оно может спасти, или же порождает иную, более серьезную опасность, то ссылка на состояние бедствия недопустима. В качестве примера можно указать аварийную посадку самолета, на борту которого находятся взрывчатые вещества.

Предложенный Комиссией международного права проект статьи о бедствии не вызвал замечаний со стороны правительств.