Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М.- Волтерс Клувер.rtf
Скачиваний:
233
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
6.72 Mб
Скачать

§ 3. Прекращение и неповторение противоправного деяния

Несущая ответственность сторона должна в первую очередь прекратить противоправное деяние, а в случае необходимости представить соответствующие гарантии неповторимости подобных деяний. Прекращение зачастую оказывается главной проблемой в случае международного правонарушения. Свидетельством тому может служить практика Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, которые в случае серьезных правонарушений международного права требуют в первую очередь прекратить соответствующее деяние. Показательна в этом плане также практика урегулирования споров в рамках такой организации, как ВТО. Она свидетельствует, что основное внимание уделяется не столько возмещению ущерба, сколько прекращению соответствующего деяния. Этот момент нашел отражение и в уставных документах Организации*(514).

Прекращение касается всех длящихся противоправных деяний, независимо от того, представляет ли оно собой действие или бездействие. В решении по делу "Рейнбоу Уорриор" арбитраж указал "два неразрывно связанных существенных условия", которые необходимы для возникновения требования о прекращении противоправного деяния. Во-первых, "противоправное деяние должно иметь длящийся характер". Во-вторых, "нарушенная норма в момент предъявления требования должна находиться в силе"*(515).

Как уже отмечалось, прекращение противоправного деяния является первым требованием в отношении ликвидации его последствий. Вместе с возмещением ущерба оно представляет одно из двух общих последствий международно-противоправного деяния. Вместе с тем, возмещение, во многих случаях имеющее важное значение, может и не быть центральным вопросом в споре. Этот момент нашел отражение и в практике Международного Суда*(516).

Задача прекращения - пресечь нарушение международного права и обеспечить действенность международного обязательства. Значение этого момента высоко оценивается в Комментарии к Статьям об ответственности государств: "Таким образом, обязанность несущего ответственность государства по прекращению деяния защищает как интересы потерпевшего государства или государств, так и интересы международного сообщества в целом в сохранении верховенства права и опоре на этот принцип".

Вопрос о прекращении нередко возникает во взаимосвязи с вопросом о возмещении, особенно с вопросом о реституции. Более того, прекращение может быть неотделимо от реституции. Примером могут служить случаи освобождения заложников или возвращения здания дипломатического представительства.

В Статьях об ответственности государств рассматриваемому вопросу посвящено следующее положение:

Статья 30. Прекращение и неповторение

В приведенной статье указаны две самостоятельные и вместе с тем взаимосвязанные обязанности, возникающие в связи с нарушением международного обязательства - прекращение противоправного деяния и предоставление заверений и гарантий неповторения. Обе обязанности имеют целью восстановление и исправление правоотношений, затронутых правонарушением. При этом, как уже отмечалось, необходимым условием является сохранение в силе основного обязательства. Если в результате нарушения это обязательство прекращает существование, то не возникает и обязанность прекратить деяние и дать заверения о неповторении*(517).

Прекращение касается всех противоправных деяний длящегося характера и, как подчеркивается в арбитражной практике, "независимо от того, является ли поведение государства действием или бездействием, ...поскольку могут быть ситуации, когда прекращение заключается в том, что государство воздерживается от совершения определенных действий..."*(518) Хотя в большинстве случаев обязанность прекратить противоправное деяние относится к длящимся деяниям, но она касается и ситуаций, когда сторона нарушала обязательство несколько раз и есть основания полагать возможность повторных нарушений. Такие ситуации охватываются приведенной статьей - выражение "если оно продолжается".

Проект рассматриваемой статьи в целом был положительно оценен правительствами. Дискуссия развернулась лишь в отношении пункта о заверениях и гарантиях. При обсуждении проекта в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН высказывалось мнение, что гарантии неповторения требуются не только в тех случаях, когда имеет место повторение противоправного деяния, но и тогда, когда есть угроза его повторения или же когда нарушение является особенно серьезным, даже если опасность повторения представляется минимальной*(519). Особую позицию по этому вопросу заняли США, представитель которых утверждал, что соответствующее положение не носит характера нормы права.

Этот вопрос обстоятельно обсуждался Международным Судом ООН при рассмотрении дела братьев Ла Гранд. Речь шла о нарушении Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. в результате неуведомления консула об уголовном процессе над его гражданами. Германия добивалась получения от США заверений и гарантий относительно способов соблюдения Конвенции в будущем. США утверждали, что предоставление таких заверений или гарантий выходит за рамки Конвенции и что Суд не вправе их требовать. Право Германии ограничивается получением извинений. Кроме того, какие-либо заверения или гарантии не представляются уместными с учетом серьезных мер, принятых США в целях обеспечения того, чтобы в будущем федеральные должностные лица и должностные лица штатов соблюдали положения Конвенции.

Суд определил, что извинение недостаточно в любом случае, когда иностранный гражданин был "подвергнут содержанию под стражей в течение длительного времени или приговорен к суровому наказанию" без надлежащего консульского уведомления. Тем не менее, в свете предоставленной США информации относительно мер, принятых с целью обеспечения соблюдения Конвенции в будущем, Суд постановил, "что заявленное Соединенными Штатами обязательство обеспечить осуществление конкретных мер, принятых с целью выполнения его обязательств по пункту 1b статьи 36, следует рассматривать в качестве удовлетворяющего ходатайство Германии о предоставлении общего заверения неповторения"*(520). Как видим, Суд признал, что положение пункта 1b статьи 36 носит правовой характер и порождает соответствующие обязательства для государств. Не могу не отметить, что в тех случаях, когда дело касается их собственных интересов, США активно добиваются соответствующих гарантий*(521).

Думается, что позиция США в какой-то мере нашла отражение в комментарии к ст. 36, где говорится, что "заверения и гарантии неповторения не всегда являются уместными... Об исключительном характере этих мер свидетельствуют слова "если того требуют обстоятельства"... Обязанность несущего ответственность государства в отношении предоставления заверений и гарантий неповторения сформулирована достаточно гибко, чтобы избежать предъявления чрезмерных или избыточных претензий...". Представляется, что требование о заверениях и гарантиях неповторения не дают простора для злоупотреблений со стороны пострадавшего от правонарушения.

Заверения предоставляются в устной или письменной форме. Что же касается гарантий, то здесь требуется принятия соответствующих превентивных мер с целью недопушения повторения нарушения. Что касается вида гарантий, то международная практика разнообразна. В одних случаях потерпевшая сторона требует гарантий без уточнения их вида. В других случаях указываются необходимые меры.

В деле братьев Ла Гранд Суд оговорил, что обязательство предоставить гарантии "может быть осуществлено различными способами. Выбор средств должен осуществляться Соединенными Штатами". Суд также отметил возможность того, что государство может быть не в состоянии предоставить надежную гарантию неповторения*(522). Решение вопроса зависит от характера нарушенного обязательства.