Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М.- Волтерс Клувер.rtf
Скачиваний:
233
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
6.72 Mб
Скачать

Глава III. Характерные черты права международной ответственности § 1. Понятие права международной ответственности

Право международной ответственности - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправного деяния, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом.

В этом определении нашло отражение существование двух подотраслей права международной ответственности - ответственности за противоправные действия и ответственности за ущерб, являющийся результатом деятельности, не запрещенной международным правом. По своей юридической природе эти виды ответственности различны, они регулируются различными комплексами норм, иными являются также содержание и формы, в которых они могут проявляться. Комиссия международного права ООН обратила внимание на эти обстоятельства в самом начале работы над темой ответственности. При этом она заявила, что различия между двумя понятиями ответственности настолько существенны, что "лишь в силу относительной бедности юридического языка для обозначения как первого, так и второго понятия используется обычно один и тот же термин".

Комиссия международного права обоснованно сочла, что одновременное рассмотрение различных видов ответственности существенно осложнило бы задачу.

Поэтому было решено начать с кодификации норм об ответственности за противоправные деяния, ограничившись противоправными деяниями государств. Одновременно подчеркивалось растущее значение ответственности за риск.*(141) В дальнейшем Комиссия начала работу над темой "Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом". С учетом этого целесообразно раздельно рассматривать нормы о двух различных видах ответственности, а именно ответственности за правонарушения и ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом.

После завершения работы над статьями об ответственности государств Комиссия в 2002 г. начала работу над проектом статей об ответственности международных организаций. Думается, что такой подход оправдан. Подтверждением тому служит опыт подготовки двух конвенций о праве международных договоров. Первоначально Комиссия разработала проект статей о праве договоров между государствами, а уже на их основе - проект статей о праве договоров с участием международных организаций. Знаменательно, что большая часть статей двух конвенций совпадает даже по нумерации. Статьи первой Конвенции были дополнены положениями, относящимися к договорам с участием организаций. В 2002 г. Комиссия приступила к работе над проектом статей об ответственности международных организаций, завершение которой потребует немало лет. Поэтому на данном этапе целесообразно рассматривать ответственность международных организаций одновременно с ответственностью государств с тем, чтобы избежать излишнего повторения, как это произошло с Венской конвенцией о праве договоров с участием международных организаций.

К праву международной ответственности за международные правонарушения относятся принципы и нормы, которые регулируют возникновение, содержание и осуществление отношений, являющихся результатом нарушения международно-правовых обязательств, определяют вытекающие из этих отношений права и обязанности*(142).

Эти нормы обладают значительной спецификой. Для ее обозначения Комиссия использовала известное деление норм на первичные и вторичные. К первичным относятся нормы, которые непосредственно регулируют поведение субъектов, возлагая на них определенные обязательства в той или иной сфере. Ко вторичным - нормы, определяющие правовые последствия невыполнения обязательств, предусмотренных первичными нормами. Такое деление близко делению норм на материальные и процессуальные. Однако не идентично ему, что подчеркивалось спецдокладчиком Р.Аго, который ввел это деление. В его докладе говорилось, что это "не просто процессуальные нормы"*(143).

Именно последним и посвящены статьи об ответственности. Комиссия стремилась избегать углубляться в определение и кодификацию первичных норм, нарушение которых порождает ответственность*(144).

Источником международной ответственности является международно-противоправное деяние. Объектом противоправного деяния - международно-правовое обязательство. В доктрине и практике в качестве такого объекта указывают также нормы, реже международное право в целом. Комиссия предпочла термин "обязательство" на том основании, что он чаще используется в международной практике*(145). Напомню, что так формулируется и принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Еще одна причина состоит в том, что обязательство может непосредственно вытекать не из нормы права, а из иного юридического акта, например, из решения Международного Суда или Совета Безопасности ООН, из одностороннего акта государства. Следует, вместе с тем, заметить, что юридическая сила обязательства всегда связана с нормой. Отмеченные решения порождают юридические обязательства в силу того, что это предусмотрено нормами Устава ООН и Статута Международного Суда ООН.

Становление права международной ответственности как особой отрасли - характерная черта современного международного права, знаменующее важный этап в его прогрессивном развития.

Цели права международной ответственности:

а) сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция);

б) побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка);

в) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция);

г) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка). "Надежда на безнаказанность является постоянным искушением к правонарушению" (spes impunitatis continuum affectum tribuit delinquendi).

В основе рассматриваемой отрасли международного права лежит принцип международной ответственности: любое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность. Этот принцип является необходимым принципом международного права в целом, вытекает из его правовой природы. Поэтому случаи отрицания его существования даже в прошлом встречались предельно редко*(146).

В прошлом обычно речь шла лишь о принципе ответственности. Но по мере роста количества конкретизирующих принцип норм образовался институт международной ответственности. Многие авторы рассматривают международную ответственность как институт. Удивляться этому не приходится. До последнего времени количество норм, относящихся к международной ответственности, было невелико, они не отличались особой четкостью, не были объединены в единую систему. Этот момент не раз отмечался в доктрине международного права*(147). Ныне положение изменилось в значительной мере благодаря принятию Генеральной Ассамблеей Статей о международной ответственности государств. Правда, и до этого некоторые авторы писали о "праве ответственности государств"*(148).

В литературе встречается мнение, согласно которому понятием ответственности охватываются все отрицательные последствия правонарушения, вплоть до применения принуждения*(149). Между тем, принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляет самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками. На него распространяется действие норм относительно принудительных мер. Правоотношения ответственности возникают независимо от воли субъектов в силу самого факта правонарушения. Решение о применении контрмер принимает потерпевшее государство. Контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации правоотношений ответственности. Показательно, что встретило полную поддержку со стороны Комиссии предложение включить статьи о контрмерах в качестве главы в часть, озаглавленную "Имплементация ответственности государств"*(150). Тем не менее, в силу тесной связи норм об ответственности с институтом контрмер, есть основания объединить их в единой отрасли международного права*(151).