Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тюльпин Ю.Г Жириков Н.В Психиатрия.rtf
Скачиваний:
679
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
18.96 Mб
Скачать

4.3. Психосенсорные расстройства (расстройства сенсорного синтеза)

Наряду с обманами восприятия встречаются расстройства, при которых не нарушено узнавание предметов, однако болезнен­ным образом преобразуются отдельные их качества — размер, форма, цвет, положение в пространстве, угол наклона к го­ризонту, тяжесть. Такие явления называются психосенсорными расстройствами, или расстройствами сенсорного синтеза, примерами которых могут быть изменения цвета всех окружа­ющих предметов (красное окрашивание — эритропсия, желтое окрашивание — ксантопсия), их размеров (увеличение — мак- ропсия, уменьшение — микропсия), формы и поверхности (ме- таморфопсия), удвоение, чувство их неустойчивости, падения;

поворот окружающего на 90° или 180"; ощущение, что пото­лок спускается и грозит придавить собой больного.

Одним из вариантов психосенсорных расстройств является расстройство схемы тела, проявляющееся крайне разнообраз­но у различных пациентов (ощущение, что руки «набухли и не умещаются под подушкой»; голова стала такой тяжелой, что «вот-вот свалится с плеч»; руки удлинились и «свисают до пола»; тело «стало легче воздуха» или «треснуло пополам»). При всей яркости переживаемых чувств больные сразу же за­мечают при контроле взором, что внутренние ощущения об­манывают их: в зеркале они не видят ни «удвоенной головы», ни «сползающего с лица носа».

Чаще проявления подобных психосенсорных расстройств возникают внезапно и существуют недолго в виде отдельных пароксизмальных приступов. Как и другие пароксизмы, они могут появляться при многих органических заболеваниях мозга в виде самостоятельных психосенсорных припадков или в соста­ве ауры, предшествующей большому судорожному припадку (см. раздел 11.1). М.О.Гуревич (1936) указывал на своеобраз­ные расстройства сознания, сопутствующие психосенсорным расстройствам, когда окружающая обстановка воспринимается не полностью, фрагментарно. Это позволило ему обозначить такие припадки как особые состояния сознания.

К психосенсорным расстройствам относится и нарушение восприятия времени, сопровождающееся ощущением, что вре­мя тянется бесконечно долго или остановилось совсем. Подоб­ные нарушения нередко наблюдаются у депрессивных больных и сочетаются у них с чувством бесперспективности. При не­которых вариантах особых состояний сознания, наоборот, воз­никает впечатление скачки, мелькания, невероятной быстро­ты происходящих событий.

4.4. Дереализация и деперсонализация

Явления дереализации и деперсонализации весьма близки к психосенсорным расстройствам и иногда объединяются с ними.

Дереализацией называют ощущение измененности окружаю­щего мира, производящее впечатление «нереального», «чуждо­го», «искусственного», «подстроенного». Деперсонализация — это болезненное переживание собственной измененности паци­ента, утраты собственной идентичности, потери собственного Я. В отличие от психосенсорных расстройств нарушение вос­приятия не затрагивает физических свойств окружающих пред­метов, а касается их внутренней сути. Больные с дереализа­цией подчеркивают, что, подобно собеседнику, видят того же цвета и размера предметы, но воспринимают окружающее как- то неестественно: «люди похожи на роботов», «дома и дере­вья— как театральные декорации», «окружающее доходит до сознания не сразу, как бы через стеклянную стену». Больные с деперсонализацией характеризуют себя как «потерявших соб­ственное лицо», «утративших полноту чувств», «поглупевших» несмотря на то, что прекрасно справляются со сложными ло­гическими задачами.

Дереализация и деперсонализация редко встречаются в ка­честве самостоятельных симптомов — обычно они включены в какой-либо синдром. Диагностическое значение этих феноме­нов во многом зависит от того, в сочетании с какой симпто­матикой они наблюдаются.

Так, при синдроме острого чувственного бреда (см. раздел 5.3) дереализация и деперсонализация выступают как прехо­дящая продуктивная симптоматика, отражающая чрезвычайно выраженные чувства страха и тревоги, свойственные этому состоянию. Причины измененности окружающего больные видят в том, что, «возможно, началась война»; они пораже­ны тем, что «все люди стали такими серьезными, напряжен­ными»; уверены, что «что-то произошло, но никто не хочет» им «об этом рассказать». Собственная измененность воспри­нимается ими как катастрофа («может быть, я схожу с ума?!»). Приведем пример.

4 Больной 27 лет, студент, после успешной защиты диплома чувствовал себя напряженным, несобранным, плохо сйал. Охотно согласился с советом родителей провести несколько дней на побере­жье Черного моря. Вместе с 2 сокурсниками отправился самолетом в Адлер, где они устроились в палатке прямо на берегу моря. Одна­ко в течение следующих 3 дней юноша почти не спал, был трево­жен, поссорился с друзьями и решил в одиночестве вернуться в Москву. Уже в самолете он заметил, что пассажиры значительно отличаются от летевших с ним из Москвы: не понимал, что про­изошло. По дороге из аэропорта заметил коренные перемены, про­изошедшие за 3 последних дня: везде ощущались разруха, запустение. Был напуган, хотел быстрее добраться до дому, но в метро не мог узнать знакомых станций, запутался в обозначениях, боялся спросить дорогу у пассажиров, потому что они казались какими-то подозри­тельными. Вынужден был позвонить родителям и попросил их по­мочь ему добраться до дому. По инициативе родителей обратился в психиатрическую больницу, где в течение месяца получал лечение по поводу острого приступа шизофрении. На фоне проводимого лече­ния чувство страха быстро уменьшилось, исчезло ощущение подстро- енности и неестественности всего происходящего.

Психосенсорные расстройства, дереализация и деперсонали­зация могут быть проявлением эпилептиформных пароксизмов. Примерами подобной симптоматики являются приступы с чув­ством уже виденного (deja vu) или никогда не виденного (jamais vu)I.Во время подобного приступа человек, находящийся дома, может внезапно почувствовать, что оказался в совершен­но незнакомой обстановке. Это чувство сопровождается выра­женным страхом, растерянностью, иногда психомоторным воз­буждением, но через несколько минут так же внезапно прохо­дит, оставляя лишь тягостные воспоминания о пережитом.

Наконец, деперсонализация нередко служит проявлением негативной симптоматики, свойственной шизофрении. При мягком малопрогредиентном течении заболевания необратимые изменения личности в первую очередь становятся заметны са­мому больному и вызывают у него тягостное чувство собствен­ной измененное™, ущербности, утраты полноты чувств. При дальнейшем прогрессировании заболевания эти изменения, выражающиеся нарастающей пассивностью и равнодушием, замечают и окружающие (см. раздел 13.3.1).