Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тюльпин Ю.Г Жириков Н.В Психиатрия.rtf
Скачиваний:
679
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
18.96 Mб
Скачать

Глава 8. Расстройства эмоционально- волевой сферы

Эмоции — это один из важнейших механизмов психической деятельности, производящий чувственно окрашенную субъек­тивную суммарную оценку поступающих сигналов, благополу­чия внутреннего состояния человека и сложившейся внешней ситуации.

Общая благоприятная оценка настоящей ситуации и имею­щихся перспектив выражается в положительных эмоциях — ра­дости, наслаждения, спокойствия, любви, комфорта. Общее восприятие ситуации как неблагоприятной или опасной про­является отрицательными эмоциями — печали, тоски, страха, тревоги, ненависти, злобы, дискомфорта. Таким образом, количественная характеристика эмоций должна осуществлять­ся не по одной, а по двум осям: сильные — слабые, положи­тельные — отрицательные. Например, термин «депрессия» оз­начает сильные отрицательные эмоции, а термин «апатия» ука­зывает на слабость или полное отсутствие эмоций (равноду­шие). В некоторых случаях человек не располагает достаточ­ной информацией для оценки того или иного раздражителя — это может вызывать неопределенные эмоции удивления, недо­умения. У здоровых людей редко, но возникают и противоре­чивые чувства: любовь и ненависть одновременно.

Эмоция (чувство) — внутренне субъективное переживание, недоступное непосредственному наблюдению. Врач судит об эмоциональном состоянии человека по аффекту (в широком смысле этого термина), т.е. по внешнему выражению эмоций: мимике, жестикуляции, интонации, вегетативным реакциям. В этом смысле термины «аффективный» и «эмоциональный» в психиатрии используются как синонимы. Нередко приходит­ся сталкиваться с несоответствием между содержанием речи больного и выражением лица, тоном высказывания. Мимика и интонация в этом случае позволяют оценить истинное отно­шение к сказанному. Высказывания больных о любви к род­ственникам, желании устроиться на работу в сочетании с мо­нотонностью речи, отсутствии должного аффекта свидетель­ствуют о голословности утверждений, преобладании равноду­шия и лени.

Эмоции характеризуются некоторыми динамическими при­знаками. Продолжительным эмоциональным состояниям соот­ветствует термин «настроение», которое у здорового человека довольно подвижно и зависит от сочетания многих обстоя­тельств — внешних (удача или поражение, наличие непреодо­лимого препятствия или ожидание результата) и внутренних (физическое нездоровье, естественные сезонные колебания ак­тивности). Изменение ситуации в благоприятную сторону дол­жно обусловливать улучшение настроения. Вместе с тем оно характеризуется определенной инертностью, поэтому радостное известие на фоне горестных переживаний не может вызвать у нас немедленного отклика. Наряду с устойчивыми эмоцио­нальными состояниями имеют место и кратковременные бур­ные эмоциональные реакции — состояние аффекта (в узком смысле этого слова).

Можно выделить несколько основных функций эмоций. Пер­вая из них, сигнальная, позволяет быстро оценить ситуа­цию — раньше, чем будет проведен подробный логический анализ. Такая оценка, основанная на общем впечатлении, не бывает вполне совершенной, но позволяет не тратить лишне­го времени на логический анализ несущественных стимулов. Эмоции вообще сигнализируют нам о наличии какой-либо по­требности: мы узнаем о желании есть по чувству голода; о жажде развлечений — по чувству скуки. Вторая важная функ­ция эмоций — коммуникативная. Эмоциональность по­могает нам общаться и действовать совместно. Коллективная деятельность людей предполагает такие эмоции, как симпатия, эмпатия (взаимопонимание), недоверие. Нарушение эмоцио­нальной сферы при психических заболеваниях закономерно влечет за собой нарушение контактов с окружающими, замк­нутость, недопонимание. Наконец, одной из важнейших фун­кций эмоций является формирование поведения че­ловека. Именно эмоции позволяют оценить значимость той или иной потребности человека и служат толчком к ее реали­зации. Так, чувство голода побуждает нас искать пищу, уду­шья — открыть окно, стыда — спрятаться от зрителей, стра­ха— спасаться бегством. Важно учитывать, что эмоция не все­гда точно отражает истинное состояние внутреннего гомеоста- за и особенности внешней ситуации. Поэтому человек, испы­тывая голод, может есть больше, чем нужно для организма, испытывая страх, он избегает ситуации, в действительности не являющейся опасной. С другой стороны, искусственно вызван­ное с помощью наркотиков чувство наслаждения и удовлетво­рения (эйфория) лишает человека необходимости действовать несмотря на существенное нарушение его гомеостаза. Утрата способности переживать эмоции при психическом заболевании закономерно ведет к бездействию. Такой человек не читает книг и не смотрит телевизор, потому что не испытывает ску­ки, не следит за одеждой и чистотой тела, потому что не ис­пытывает стыда.

По влиянию на поведение эмоции разделяются на стени- ческие (побуждающие к действию, активизирующие, возбуж­дающие) и астенические (лишающие активности и сил, пара­лизующие волю). Одна и та же психотравмирующая ситуация может у разных людей вызвать возбуждение, бегство, неистов­ство или, наоборот, оцепенение («от страха ноги подкоси­лись»), Итак, эмоции дают необходимый толчок для соверше­ния действий. Непосредственное осознанное планирование поведения и осуществление поведенческих актов совершает воля.

Воля — это основной регулирующий механизм поведения, позволяющий сознательно планировать деятельность, преодо­левать препятствия, удовлетворять потребности (влечения) в форме, способствующей большей адаптации.

Влечение — это состояние конкретной нужды человека, по­требность в определенных условиях существования, зависимость от их наличия. Осознанные влечения мы называем желания­ми. Практически нереально перечислить все вероятные виды потребностей: их набор у каждого человека уникален, субъек­тивен, однако следует указать несколько важнейших для боль­шинства людей потребностей. Это физиологические потребно­сти в пище, в безопасности (инстинкт самосохранения), сек­суальное влечение. Кроме того, человек как социальное су­щество нередко нуждается в общении (аффилятивная потреб­ность), а также стремится проявлять заботу о близких (роди­тельский инстинкт).

У человека всегда одновременно существует несколько ак­туальных для него, конкурирующих потребностей. Выбор важ­нейшей из них на основании эмоциональной оценки осуще­ствляет воля. Таким образом, она позволяет реализовать или подавлять имеющиеся влечения, ориентируясь на индивидуаль­ную шкалу ценностей — иерархию мотивов. Подавление по­требности не означает снижения ее актуальности. Отсутствие возможности реализовать актуальную для человека потребность вызывает эмоционально неприятное чувство — фрустрацию. Пытаясь избежать ее, человек вынужден либо удовлетворить свою потребность позже, когда условия изменятся на более благоприятные (так, например, поступает больной алкоголиз­мом, когда получает долгожданную зарплату), либо предпри­нять попытку изменить отношение к потребности, т.е. приме­нить механизмы психологической защиты (см. раздел 1.1.4).

Слабость воли как свойство личности или как проявление психического заболевания, с одной стороны, не позволяет че­ловеку планомерно удовлетворять свои потребности, а с дру­гой стороны, приводит к немедленному осуществлению любо­го возникшего желания в форме, противоречащей нормам общества и вызывающей дезадаптацию.

Хотя в большинстве случаев невозможно связать психичес­кие функции с какой-либо конкретной нервной структурой, следует упомянуть, что эксперименты указывают на наличие в мозге определенных центров удовольствия (ряд участков лим- бической системы и септальной области) и избегания. Кроме того, замечено, что поражение лобной коры и путей, веду­щих к лобным долям (например, при операции лоботомии), нередко приводит к утрате эмоций, равнодушию и пассивно­сти. В последние годы обсуждается проблема функциональ­ной асимметрии мозга. Предполагается, что эмоциональная оценка ситуации в основном происходит в недоминантном (правом полушарии), с активизацией которого связывают со­стояния тоски, подавленности, в то время как при активиза­ции доминантного (левого) полушария чаще наблюдается по­вышение настроения.