Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тюльпин Ю.Г Жириков Н.В Психиатрия.rtf
Скачиваний:
679
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
18.96 Mб
Скачать

18.2.3. Кокаиновая наркомания [f14.2]

Кокаин — алкалоид, получаемый из листьев кустарника Erythroxylon coca, произрастающего в Южной Америке. До 1914 г. кокаин широко использовался в медицине в качестве местноанестезирующего вещества, в настоящее время он заме­щен новыми безопасными синтетическими анестетиками. В начале века кокаин употребляли, в основном вдыхая поро­шок в нос. Высокоочищенные препараты для внутривенного применения были относительно дороги. Вспышка кокаинома- нии в 80-х годах была связана с поступлением на уличные рынки нового дешевого высокоочищенного препарата, пред­назначенного для курения («крэк»). Возможно также подкож­ное и внутривенное введение препарата.

Кокаин оказывает возбуждающее действие на ЦНС, подоб­ное фенамину. Возникают возбуждение, эйфория, стремление к деятельности, бессонница, при передозировке — раздражи­тельность, агрессивность, импульсивное сексуальное поведе­ние, нередко возникают галлюцинации. Отмечаются бледность лица, расширение зрачков, тахикардия, повышение артери­ального давления, насморк и кашель. Эйфоризирующий эф­фект непродолжителен: уже через 40—60 мин повышение на­строения исчезает и может возникнуть глубокая депрессия, иногда становящаяся причиной суицидов.

Физические компоненты абстиненции не выражены и пред­ставлены чувством утомления и нарушениями сна. Однако психическая зависимость от препарата чрезвычайно выражена и часто развивается после однократного его приема. Кокаин быстро разрушается в организме, поэтому при частых приемах в небольших разовых дозах общая суточная доза может оказать­ся очень большой. Многократное повторное употребление ко­каина нередко приводит к снижению толерантности, иногда к смерти от передозировки.

Хроническая интоксикация кокаином часто приводит к фор­мированию бредовых психозов, тактильного галлюциноза (чув­ство ползания насекомых под кожей — симптом Маньяна), возникновению судорожных припадков. Часто наблюдаются потеря аппетита и физическое истощение.

18.2.4. Злоупотребление стимуляторами нервной системы [f15]

К стимуляторам относят широкий круг средств, вызывающих возбуждение ЦНС. Некоторые из них способны также вызы­вать эйфорию и зависимость (фенамин, эфедрон, перидрол, первитин, кофеин и др.). В связи с этим фенамин, эфедрон и первитин в России были внесены в список наркотических средств. По многим параметрам стимулирующий эффект пе­речисленных выше препаратов сходен с действием кокаина.

В конце 80-х годов употребление психостимуляторов (в пер­вую очередь эфедрона) приобрело широкое распространение в России, особенно в среде асоциальных подростков. Эфедрон является самодельным препаратом и представляет собой обра­ботанный эфедрин. Вводится преимущественно внутривенно. Эффект непродолжителен. В состоянии опьянения наблюда­ются многоречивость и стремление к однообразной непродук­тивной деятельности; зрачки расширены, повышена чувстви­тельность к внешним раздражителям. При значительной пере­дозировке возникает возбуждение, сопровождающееся выра­женной тревогой, бессонницей, галлюцинациями и преходя­щими бредовыми психозами, сходными с шизофренией. Та­кое состояние может продолжаться 3—4 ч, сменяясь вялостью, слабостью, апатией, чувством «разбитости» и тоскливым на­строением. Наркотическая зависимость от эфедрона формиру­ется в течение 1—2 мес. Употребление стимуляторов обычно имеет циклический характер: в периоды приема наркотика в течение 2—5 дней наблюдаются практически полное отсутствие сна, аппетита, задержка мочеиспускания, общее физическое истощение. Затем на несколько дней наступает перерыв в его употреблении, когда развиваются повышенная сонливость, апатия и депрессия. После этого наркоман вновь прибегает к употреблению наркотика и т.д.

Возникающая зависимость от эфедрона может быть крайне интенсивной, частота приемов препарата иногда достигает 10— 15 раз в сутки. Внешний вид больных эфедроновой наркома­нией достаточно характерен: глаза запавшие, с нездоровым блеском, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком, значительно снижена масса тела.

  1. Наркомания, обусловленная галлюциногенами [F16]

Наиболее известные галлюциногены — псилоцибин, содержа­щийся в грибах Psylocibium; мескалин, получаемый из кактуса Lophophora; синтетический препарат диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД), экстази (МДМА). По психотропному дей­ствию к ним приближается фенциклидин (РСР—ПиСиПи) и другие диссоциативные анестетики из группы арилциклогекси- ламинов (кетамин). Эти вещества называются также психото- митическими, так как они вызывают нарушения психики, сходные с эндогенными психозами.

Интоксикация перечисленными средствами, как правило, сопровождается эйфорией, расстройством чувства времени, нарушением схемы тела, галлюцинациями. Отмечаются неус­тойчивость настроения, благодушие и доброжелательность, которые могут переходить в злобность и агрессивность. С уве­личением дозы появляется более выраженная психопатологи­ческая симптоматика: маниакальные состояния, бредовые идеи, явления деперсонализации и дереализации. Нередко возникают преходящие бредовые и галлюцинаторные психозы с амнезией и без нее. Длительный прием фенциклидина ве­дет к снижению активности, контроля над побуждениями, трудности концентрации внимания, сохраняющимся длитель­ное время после отмены препарата.

Наблюдаются соматические и неврологические расстрой­ства— тремор, тахикардия, потливость, гипертензия, наруше­ния зрения. При применении более высоких доз возможны на­рушения со стороны сердечно-сосудистой системы и расстрой­ства сознания вплоть до комы. Абстинентный сидром для этих средств не характерен. Повторный прием ЛСД приводит к росту толерантности. Толерантность к фенциклидину вообще не развивается. Методы лабораторной диагностики не разра­ботаны.

  1. Полинаркомании [F19]

Диагноз полинаркомании устанавливается лицам, употребляю­щим несколько психотропных средств из разных химических групп без явного предпочтения. Нередко наблюдаются смешан­ные формы наркомании, когда больной переходит на другой психоактивный препарат, потому что принимаемое вещество не дает желаемого эффекта или отсутствует возможность добыть предпочитаемый препарат. Нередко смена наркотика, поиски более эффективной дозы приводят к передозировкам и тяже­лым соматическим осложнениям, требующим реанимационной помощи. В России и некоторых других странах к наркотичес­ким препаратам отнесены также наиболее мощные барбитура­ты (этаминал-натрий и амитал-натрий). Зависимость от них рассмотрена в разделе «Токсикомании» (18.3.1).

Больной Н., 36 лет, поступил в стационар с диагнозом «ост­рый интоксикационный психоз, делириозный синдром. Полинарко­мания, осложненная бензодиазепиновой токсикоманией. Хроничес­кий алкоголизм II стадии».

Из анамнеза: раннее развитие без особенностей. Воспитывался дома матерью и бабушкой в духе гиперпротекции. Отец злоупотреб­лял алкоголем, однако от алкоголизма не лечился. По характеру больной всегда был замкнутым, малообщительным, не имел устой­чивых интересов и привязанностей. В школе учился посредствен­но. Друзей имел мало. По настоянию матери окончил торговый техникум. После службы в армии начал злоупотреблять алкоголем. В связи с пьянством и прогулами сменил много рабочих мест (по­вар, торговый работник и т.д.). Вновь устраивался на работу обыч­но по протекции матери. Привлекался к уголовной ответственнос­ти за хулиганство. В 1990 г. впервые попал в психиатрическую больницу в состоянии алкогольного делирия (белой горячки). За­тем госпитализировался повторно для прерывания запоев. Пройти полный курс лечения от алкоголизма отказывался. В последующем, кроме алкоголя, стал употреблять различные психоактивные веще­ства — опиаты, снотворные средства, транквилизаторы. Для дос­тижения эйфории в дневное время употреблял за один прием до 20 таблеток реланиума или радедорма. Последняя госпитализация в психиатрическую больницу была в июле 1995 г. Затем стал лечить­ся 0т алкоголизма частным образом. Прекратил употребление алко­гольных напитков, но полностью переключился на наркотики и бен- зодиазепиновые транквилизаторы. Ежедневно курит анашу (иногда 2—3 раза в день), принимает первитин и опий-сырец внутрь (одно­временно и поочередно). Испытывает интенсивное влечение к этим веществам, но предпочтение отдает анаше. За 10 дней до поступ­ления в клинику значительно увеличил дозы наркотиков. Возникла бессонница. За 5 дней до госпитализации вечером на фоне комби­нированной наркотической интоксикации (первитин, опиум, ана­ша) появились тревога, страх, возбуждение. Слышал женские го­лоса внутри головы. Поводом к приему большой дозы наркотиков, по его словам, послужила ссора с сожительницей, тоже употреб­лявшей наркотики. По настоянию близких согласился на госпита­лизацию в психиатрическую клинику.

При поступлении в стационар обращали на себя внимание блед­ность и повышенная потливость кожных покровов, тахикардия, уве­личение печени (+3,0 см), тремор пальцев рук.

Психический статус: сидит в напряженной позе. На лице выра­жение тревоги и растерянности. Внимание легко отвлекаемо, дезо­риентирован в месте и времени. Иногда прислушивается к чему-то. На вопросы отвечает по существу, хотя недостаточно откровенно. Жалуется на тревогу, бессонницу. Слышит внутри головы женские голоса, отвечает им мысленно. Говорит, что ощущает, как сходит с ума. В рисунке линолеума, обоев видит фантастические изобра­жения: короны, горы, животные, лица людей. Считает, что его околдовала сожительница: «Она ведьма». Ориентировка в собствен­ной личности не нарушена. К своему состоянию совершенно некри­тичен.

Лечение: дезинтоксикация, витаминотерапия, нейролептики, не­наркотические анальгетики. Психоз был купирован в течение неде­ли: нормализовался сон, стал спокойнее, исчезли «голоса». Но ос­талось влечение к наркотикам и транквилизаторам. Жаловался на боли в мышцах и плечевых суставах. В процессе дальнейшего лече­ния, со слов больного, влечение к наркотикам прошло. Выписан домой под наблюдение нарколога по месту жительства.