Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тюльпин Ю.Г Жириков Н.В Психиатрия.rtf
Скачиваний:
679
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
18.96 Mб
Скачать

4.5. Синдром галлюциноза

В первых 4 разделах данной главы были рассмотрены отдельные симптомы расстройств восприятия, однако, как мы уже убеди­лись, для точной диагностики и формирования правильной так­тики ведения больного более важна синдромальная оценка.

Галлюциноз — это относительно редко встречающийся син­дром, выражающийся тем, что многочисленные галлюцинации (как правило, простые, т.е. в пределах одного анализатора) составляют основное и практически единственное проявление психоза. При этом не наблюдается других часто встречающих­ся психотических феноменов, бреда и расстройства сознания.

Поскольку при галлюцинозе обманы восприятия затрагивают лишь один из анализаторов, выделяют такие его виды, как зрительный, слуховой (вербальный), тактильный, обонятель­ный. Кроме того, в зависимости от течения галлюциноз может быть признан острым (длительностью в несколько недель) или хроническим (продолжающийся годами, иногда всю жизнь).

Наиболее типичными причинами галлюциноза являются экзогенные вредности (интоксикации, инфекции, травмы) или соматические заболевания (атеросклероз сосудов головно­го мозга). В большинстве случаев этим состояниям сопутству­ют истинные галлюцинации. Некоторые интоксикации отли­чаются особыми вариантами галлюциноза. Так, алкогольный галлюциноз чаще выражается вербальными галлюцинациями, при этом голоса, как правило, не обращаются непосредствен­но к больному, а обсуждают его между собой (антагонисти­ческие галлюцинации), говоря о нем в 3-м лице («он подлец», «совсем стыд потерял», «пропил все свои мозги»). При отрав­лении тетраэтилсвинцом (компонент этилированного бензина) иногда возникает ощущение присутствия волос во рту, и боль­ной все время безуспешно старается очистить рот. При кока­иновой интоксикации (как и при отравлении другими психо­стимуляторами, например фенамином) описывают крайне не­приятный для его носителя тактильный галлюциноз с ощуще­нием ползания под кожей насекомых и червей (симптом Ма- ньяна). При этом больной часто царапает кожу и пытается извлечь воображаемых тварей.

При шизофрении синдром галлюциноза встречается крайне редко и представлен исключительно в форме псевдогаллюцино­за (доминирование псевдогаллюцинаций в картине психоза).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гиляровский В.А. Учение о галлюцинациях. — М.: Изд-во АМН

СССР, 1949. - 197 с. Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях / Под ред. А.В.Снежневс-

кого. - М., 1952. - 152 с. Меделевич Д.М. Вербальный галлюциноз. — Казань, 1980. — 246 с. Молчанов Г.М. Динамика галлюцинаций у больных шизофренией:

Дис. ... канд. мед. наук. — М., 1958. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. — Баку, 1983. — 304 с. Снежневский А. В. Общая психопатология. — Валдай, 1970. Эглитис И.Р. Сенестопатии. — Рига: Знание, 1977. — 183 с. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. — М.— СПб., 1996. - 256 с.

Глава 5. Расстройства мышления

Мышление — специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существу­ющих связей, внутренних закономерностей; не только наблю­дать, но и понимать суть происходящего.

Процесс мышления выражается через язык и речь. Упот­ребляемый человеком язык определяет набор понятий, явля­ющихся основными элементами мышления. Понятия — это выработанные человечеством категории, отражающие самые су­щественные признаки предметов и явлений. Если представле­ния непосредственно связаны с жизненным опытом конкрет­ного человека, субъективны, то понятия характеризуют явле­ния и качества, недоступные нашему непосредственному чув­ственному опыту. Так, наука оперирует понятиями «электрон» и «скорость света», хотя человек не может наблюдать эти яв­ления или представлять их. Больные олигофренией, напротив, накапливают жизненный опыт только в виде представле­ний. Они не способны выделить существенные свойства пред­метов, а значит, не имеют понятия о сути происходяще­го. Понятия разделяются на конкретные (названия предметов, действий, явлений) и абстрактные, содержащие характерис­тики и качества, общие для множества различных конкретных предметов и явлений. Они могут быть определены через ряд признаков, как наиболее существенных (смыслообразующие, определяющие родовую принадлежность), так и второстепен­ных. Например, определение «человек — это двуногое живое существо без перьев» игнорирует наиболее существенные ка­чества человека (принадлежность к роду приматов, особое раз­витие мозга, способность к мышлению и речи, наличие сво­бодной воли). Неспособность формировать абстрактные поня­тия, мышление, опирающееся на несущественные свойства понятий, субъективное, противоречивое толкование смысла понятий указывают на наличие психических расстройств.

Важнейшими элементами процесса мышления также явля­ются ассоциации, т.е. установление связей между понятиями. Группа понятий может ассоциироваться между собой по мно­жеству признаков. Некоторые из них случайны, поверхност­ны, ситуационны (ассоциации по созвучию, противоположно­сти, смежности), другие отражают существенные закономер­ности. Расстройства ассоциативного процесса приводят к на­рушению способа мышления, что делает его в целом непродук­тивным, хаотичным, нецеленаправленным.

Полноценность речи человека определяется наличием суж­дений, представляющих собой отдельные высказывания о пред­метах и явлениях, и умозаключений, являющихся логическим выводом из сопоставления нескольких суждений. Суждения и умозаключения составляют содержание мышления.

Традиционно в психиатрии расстройства мышления разде­ляют на расстройства ассоциативного процесса и патологию суждений и умозаключений. Эти расстройства могут наблю­даться у больного одновременно. Задача врача — определить, что первично: являются ли ошибки в суждениях непосредствен­ным результатом нарушения способа мышления или возника­ют самостоятельно, без грубого расстройства ассоциативного ■ процесса.

Речь — главный способ выражения мышления, поэтому, чтобы обнаружить расстройства мышления, врач должен ана­лизировать именно речь больного (возможно, написанный им текст). Если по каким-либо причинам (расстройство сознания, двигательные расстройства, мутизм) больной не говорит и не может изложить свои мысли на бумаге, врач не может сделать . заключения о способе и содержании мышления. Попытки «до­гадаться», что имеет в виду пациент, каковы его действитель­ные мотивы и мысли, обязательно приведут к ошибкам, за­ключающимся в том, что врач приписывает больному свои собственные мысли.