Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Называть вещи своими именами (манифест).doc
Скачиваний:
612
Добавлен:
28.10.2013
Размер:
3.54 Mб
Скачать

Гильвик (р. 1907)

Выдающийся поэт XX в., чьи стихи читают во многих странах мира, Гильвик является автором более двух десятков стихотворных сборников. Большинство произведений, написанных Гильвиком с 1965 по 1975 г., включены им в сборник «Проток» (1979); стихотворения 1969 — 1979 гг. — в сборник «Другие» (1980). Гильвик — лауреат нескольких крупных литературных премий (Большой золотой орел, 1973; премия Французской академии, 1976, и др.). Он является президентом Академии Малларме. Ведущая тема поэзии Гильвика — отношение человека к окружающему его природному и предметному миру. Однако в отличие от романтико-символистской традиции универсум для Гильвика не антропоморфен — ни в смысле Нерваля, ни в смысле Бодлера. В нем нет и тени таинственных «соответствий», но есть лишь неизбывное соприсутствие человека, с одной стороны, и бездушных, глухих и безгласных «вещей» — с другой. Вещная действительность предстает у Гильвика как непроницаемая для человеческих смыслов, а каждый предмет — как «слово», значение которого заведомо неизвестно человеку. Замечательно, однако, что этот барьер чуждости принципиально не перерастает в поэзии Гильвика в стену отчуждения. Эта поэзия не антропоморфна, зато она гуманистична: Гильвик не проецирует в природу человеческие ценности и категории, но занимает по отношению к ней человечную позицию; не ужасается немотствующим вещам, но скорее сочувствует им, потому что они замкнуты в себе, погружены в собственное одиночество и словно несчастны оттого, что не могут воззвать к человеку, к его пониманию и помощи. Лирическая эмоция Гильвика как раз и питается этой жаждой понимания, диалога, убежденностью в том, что, хотя человеческий и природный миры подчиняются разным законам, они все же способны слиться и пульсировать в едином ритме. Этот современный антропокосмизм поэта является прямым источником его оптимизма. Свободная от символических ассоциаций и суггестии, лирика Гильвика в то же время свободна и от всякой созерцательности. Она активно и твердо вторгается в мир человеческих отношений. Вступив в ФКП в трудные годы оккупации и Сопротивления, Гильвик сквозь четыре с лишним десятилетия, сквозь все драматические -повороты современной истории пронес доверие к ее разумному смыслу, веру в возможность ее совершенствования. Если он доброжелателен к природному миру, то еще более он доброжелателен к человеку. Но быть на стороне человека — значит для

539

Гильвика быть на стороне правды, выступать свидетелем обвинения на процессе против социальной несправедливости, вселять в людей надежду и веру в неиссякаемость жизни. Именно об этом говорит и публикуемая в настоящем издании беседа семидесятидвухлетнего поэта с публицистами Люси Альбертини и Аденом Вирконделе. Перевод сделан по изданию: Guillevic. Vivre en poésie. Paris, 1980. На русском языке публикуется впервые.

152 Моральность погубила мораль — различение «моральности» и «морали» у Ф. Ницше (1844 — 1900) основано на противопоставлении «формальной», «нечистой» совести, вырастающей из чувства вины и страха наказания, с одной стороны, и «инстинкта свободы», порождающего сознание силы, ответственности и совершенства человека — с другой. Это противопоставление было подробно развито Нищие в работе «К генеалогии морали» (1887).

Г. К. Косиков

ИТАЛИЯ