Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С. Н.К. - увелич лекции.doc
Скачиваний:
534
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

16.4. Правонарушения и иные отклонения от предписаний права

По-видимому, существуют социальные отклонения, которые связаны с отступлением от целей, принципов и предписаний права, но не охватываются понятием правонарушения. Соответственно, можно сказать, что в жизни встречаются нетипичные деяния, которые лишь внешне похожи на действия, нарушающие закон1.

С позиции такого подхода, необходимо обратить внимание на то, что субъективная сторона противоправного деяния позволяет отличить правонарушение от казуса (случая) – понятия, в основном используемого в уголовном праве.

В справочной литературе по этому поводу утверждается: Казус (лат. сasus – случай) – в праве: 1) событие, которое наступает не в силу направленной на него воли лица и поэтому не может быть предусмотрено при данных условиях; 2) случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности2.

Иными словами, казус – это факт, который возникает не в связи с волей и сознанием (желанием) людей. Согласно ч. 1 ст. 28 УК деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было и не могло их предвидеть.

Обратим внимание и на содержание ч.1 ст. УК РФ. Здесь сказано: объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается. Например, врач, допустивший передозировку инъекции лекарства, которое было неправильно маркировано при изготовлении, не подлежит уголовной или административной ответственности.

В гражданском праве казус обычно не влечет наступления ответственности. Вместе с тем иногда закон допускает гражданско-правовую ответственность и за случайное причинение ущерба. Имеется в виду, например, ситуация, связанная с причинением вреда владельцем источника повышенной опасности (см. ст. 1064 ГК РФ) и др.

В юридической литературе по поводу этой гражданско-правовой ситуации отмечается: применение принуждения при отсутствии вины диктуется необходимостью защиты субъективного права, ибо его носитель в одинаковой степени нуждается в защите, как при виновном, так и при невиновном нарушении права.

Изложенный материал может служить основанием для следующего вывода: объективно-противоправное деяние – это невиновное общественно вредное действие или бездействие, нарушающее правовые запреты, влекущее предусмотренные правом последствия в отношении определенных лиц.

К противоправным действиям, не образующим правонарушений относятся и такие незначительные отклонения от требований права, как просрочка платежей или несвоевременное возвращение долга, кредита в связи с извинительными обстоятельствами, незначительные проступки в административно-правовой сфере, области действия трудового законодательства.

К числу подобных деяний можно отнести и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым считается основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права. Имеется в виду употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный субъект обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит какой-либо ущерб правам других лиц или обществу в целом. Скажем, нежелание члена семьи нанимателя жилого помещения без каких-либо основательных причин дать согласие на обмен, в котором крайне заинтересованы другие члены семьи.

В целом можно отметить, что любая юридическая конструкция (объективно противоправное деяние и др.) только тогда обретает практическую значимость, когда законом или иным правовым актом установлены меры (средства) правового регулирования (восстановительные, компенсационные) на соответствующие (нетипичные) отступления от правовых предписаний.