Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С. Н.К. - увелич лекции.doc
Скачиваний:
534
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

3.4. Соотношение права и иных социальных норм

Право, при всей своей относительной самостоятельности, осуществляет свои регулятивные функции в одном комплексе и взаимодействии не только с моралью, но и с другими социальными регуляторами – обычаями, корпоративными, политическими, религиозными нормами и др. Рассмотрим этот вопрос более обстоятельно.

Право и обычаи. Обычаи – такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения в деятельности людей становятся привычными для них.

Вместе с тем, обычаи и нормы права отличаются по происхождению, по форме выражения, по способу реализации обеспечения.

В рассматриваемом плане представляет интерес вопрос о взаимодействии права и обычаев. В юридической литературе он решается с позиции «отношения» норм права к существующим в обществе обычаям. Такое отношение сводится к трем следующим вариантам:

а) юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства;

б) юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев;

в) юридические нормы безразличны к действующим обычаям.

Как видим, соотношение права с обычаями зависят от их содержания. Одни обычаи могут поддерживаться, санкционироваться государством, обретать характер правовых. Реализацию других необходимо предупреждать и пресекать посредством использования специальных правовых средств. Третью группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Примечательно, что таких обычаев большинство и связаны они в основном с межличностными отношениями, бытовым поведением людей (свадьба, день рождения, успешная защита диссертации и т.д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет, – для права безразлично. Их соблюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

В современном обществе формируются новые обычаи, отмечающие динамику общественной жизни, основанные на идеях добра, человечности.

С позиции соотношения рассматриваемых социальных норм, раскроем особенности правового обычая, т.е. правила поведения, созданного самим обществом, которому государство придало значение общеобязательной нормы.

В новом законодательстве России правовые обычаи стали получать большее признание. Заметим, ГК РФ признал возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК РФ). В ст. 848 того же Кодекса говорится о допустимости использования в банковской практике обычаев делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в статьях 852, 853, 863 и других Гражданского кодекса РФ.

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».

Это показатель значительного расширения сферы применения правового обычая, который прежде применялся только при прямом указании закона, относящемся к определенному виду отношений (обычаи морского порта и др.).

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы - нормы, принимаемые общественными объединениями (партиями, профсоюзами, акционерными обществами, кампаниями, кооперативами и т.д.) и регулируют отношения между их членами. Имеются в виду нормы, складывающиеся в корпорациях коммерческой направленности (товариществах, акционерных обществах, производственных кооперативах и др.). К корпоративным нормам также относятся нормы общественно-политических движений, партий, общественных организаций.

Корпоративные нормы обладают определенным сходством с юридическими нормами. Значительная часть этих норм также как и правовые нормы, закреплена в официальных документах, в известной степени детализированы. Как видно, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного воздействия.

Каково влияние права на корпоративные нормы? По-видимому, оно определяется характером и пределами правового регулирования относительно организации и деятельности корпораций и общественных объединений. Применительно к связи корпоративных норм и норм права, надо иметь в виду следующее.

1. Наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются не только корпоративными, но и юридическими нормами.

2. Законодательство Российской Федерации создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Заметим, Конституция РФ (ст. 6,7,30,52,96 и др.) и федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996), «О некоммерческих организациях» (1996), «О политических партиях» (2001) закрепляют право на создание и деятельность общественных организаций, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость.

3. Нормы уставов партий и других общественных объединений, наряду с нормами федеральных законов о выборах, определяют, каким образом должно осуществляться право избрания кандидатов в депутаты федеральных и иных уровней, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать чле­нов избирательных комиссий и др.

4. Конституция РФ и иные федеральные законы корректируют нормы общественных объединений, «очерчивают» рамки их деятельности . В частности, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 20 декабря 2004 г.) предусматривает, что осуществление партией деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам ее устава, является основанием для вынесения политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменного предупреждения (ст. 38); меры корпоративной ответственности определены также в ст. 41-44 Федерального закона «Об общественных объединениях».

5. Общественные объединения обязаны представлять свои уставы, программные документы в органы Министерства юстиции РФ и после их регистрации признаются юридическими лицами.

6. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Вместе с тем, Основным законом страны и другими федеральными законами установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, позволяет глубже понять систему правовых и неправовых средств, воздействующих на поведение индивидов и организаций.

Право и политические нормы. Правовые и политические нормы, судя по их содержанию и направленности, органически связаны, нередко решают одни задачи в сфере политических отношений.

Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Один уровень – это нормы организации политических институтов, политических процедур, процессов, регулирующих порядок формирования руководящих органов партий, иных общественных формирований, и др. Такие нормы, как правило, функционируют исключительно в сфере политики, политических структур. Другое дело – область государственной власти, формы ее устройства, функционирования субъектов федеративного государства и т.д. На таком уровне политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Предметное поле таких норм многообразно.

В этой связи можно сделать вывод о соотношении юридических и политических норм в современном российском обществе при осуществлении своих интересов на международной арене, во взаимоотношениях с другими суверенными государствами.

Политическая организация современного российского общества опирается и на политические, и на правовые нормы, что позволяет говорить об их политико-правовой целостности, определенном взаимодействии. Особую значимость для осмысления этого имеют следующие два аспекта:

а) политико-правовые нормы регулируют порядок выборов, участие граждан в избрании своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц1;

б) эти нормы в современный период – период формирования гражданского общества допускают также существование и деятельность политической оппозиции (парламентской и иной). Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть не только официальные взгляды, суждения, позиции, но и иные, с которыми надо считаться.

На основе норм рассматриваемой направленности граждане могут оказывать существенное влияние на деятельность государства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, выборы представительных органов власти и др. Поскольку увеличивается число гражданских самодеятельных организаций, постольку будет более значимо их воздействие на политико-правовую жизнь страны.

В целом представляется актуальным и принципиально важным снова отметить следующее: только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются приоритетным объектом деятельности государства.

Право и религиозные нормы. Известно, что на основе религиозных представлений складываются религиозные нормы, как одна из разновидностей социальных норм.

Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями (конфессиями) и имеющие обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне религиозные нормы обладают определенным сходством с юридическими установлениями. В этой связи отметим следующее: религиозные нормы, также как и правовые, в известной мере формализованы, детально устанавливают порядок отправления религиозных культов и др.; они институализированы и документально закреплены в книгах Священных писаний – в библии (Ветхом и Новом Завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.

К тому же, и религиозные, и правовые нормы воздействуют на один и тот же предмет - общественные отношения, точнее поведение людей, основанное на их сознании и воле.; обладают одинаковой структурной моделью – «если – то - иначе»; и те и другие обеспечиваются различными способами воздействия; им свойственно совпадение содержания основных, наиболее общих норм (не убивать, не красть, не причинять вреда).

Можно назвать и иные признаки, «роднящие» правовые и религиозные нормы, в числе которых то, что и те, и другие нормы действуют, как правило, на началах справедливости.

В рассматриваемом контексте отметим, что влияние права на религию специфично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон от 26 сентября 1997 г «О свободе совести и религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской.

По-видимому, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Корана распространяются исключительно на лиц, исповедующих ислам и т.д. Сфера регулируемых религиозными нормами отношений находится ближе к внутреннему миру человека (семья, поведение в быту). Религиозные нормы нередко касаются поступков и даже чувств человека, к которым «безразличны» нормы права (внебрачные связи, зависть и др.).

Вместе с тем между правом и религией могут существовать, как незримые («тлеющие»), так и принципиальные различия. Известно, что противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы.Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Синрике), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей. Подобная деятельность также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Очевидно, соотношение таких религиозных правил с нормами права характеризуется конфликтностью. Право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия допустимым цивилизованным путем. Отметим и то, что ст. 239 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.