Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С. Н.К. - увелич лекции.doc
Скачиваний:
533
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

13.5. Правовой нигилизм и формы его проявления

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных, правовых норм, культуры, целесообразных форм общественной жизни.

Отметим, что слово «нигилист» использовалось в России еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, порядкам, установленным самодержавием. Нигилизм как отрицание получил воплощение в художественной литературе, выделившей новый социальный тип в российском обществе – нигилиста. Имеется в виду прообраз фанатичных революционеров–народников, большевиков. Назовем в этой связи роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.).

Нигилизм – одна из форм мироощущения и социального поведения, выражает отрицательное отношение (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, к отдельным или всем сторонам человеческого бытия. Следовательно, в этом плане речь идет о социальном нигилизме.

Можно утверждать, что в нигилизме сочетаются и позитивные, и негативные начала. Позитивный заряд несет в себе конструктивную критику недостатков, отживших порядков, несовершенства тех или иных отрицательных явлений политико-правовой действительности и др. Негативный аспект нигилизма многоаспектен, в частности, проявляется в подходе к оценке прошлого, истории страны с позиции определенной предубежденности, как нескончаемую цепь ошибочных решений. Известно, что такой нигилизм распространился у нас в стране в период «перестройки» и «гласности». Он возник на волне всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. В настоящее время социальный нигилизм проявляется в различных аспектах: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей; несогласие с теми или иными политическими решениями и др. Приведенные положения объясняют то, что в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, особенно в наше время1.

Социальный нигилизм может быть нравственным, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., т.е. в зависимости от того, какие ценности отрицаются. Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Его первостепенный показатель в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законности и правопорядку, недооценке регулирующей роли законов.

Одной из причин правового нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти. Известно, что в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране – с начала XX в. В результате все структуры власти могли действовать бесконтрольно со стороны общества. Правовой нигилизм был связан прежде всего с определенными исторически укоренившимися взглядами в сознании наших соотечественников. По словам А.И. Герцена: «жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно. Совершенно так же поступает и правительство»1. Этому суждению созвучна мысль русского писателя–сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Известно, что Л.Н. Толстой называл право «обманом со стороны властей». Как видим, негативное отношение к праву и закону – устойчивая российская традиция, влияющая на правосознание соотечественников.

В современной российской общественной психологии названные выше взгляды («вирус» правового нигилизма) также существуют. Они передаются от поколения к поколению, о чем свидетельствуют распространенное неуважение к закону, стремление обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми», дать взятку и т.д.

Правовой нигилизм, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, в настояшее время имеет различные формы проявления: а) равнодушное, безразличное отношение к роли и значению права; б) скептическое отношение к его позитивным потенциальным возможностям; в) полное неверие в право и явно негативное отношение к нему, проявляемое, в частности, в противоправных действиях.

Проблема правового нигилизма достаточно актуальна и относительно профессионалов-юристов, относится и к сфере правотворчества, и области применения права. Соответственно, следует отметить ряд существенных моментов.

1. В сфере правотворчества правовой нигилизм проявляется в разных аспектах. Назовем в этой связи нередкое отсутствие у субъектов правотворчества стремления (желания) считаться со сложившимися правовыми традициями и правовым опытом в этой области. Следствие этого – разработка и принятие нормативных правовых актов в спешке, без достаточных оснований, скорый пересмотр (переоценка) их содержания и др.

Отметим и имеющее место пренебрежительное отношение законодателей к юридической форме, к иерархии нормативных правовых актов. Показательны здесь факты издания правотворческими органами нормативных правовых актов за пределами их компетенции. Такая практика на местах обычно обосновывается специфическими интересами, которые не в состоянии якобы учитывать законодатели федерального уровня и соответственно принятые федеральные акты. Соответственно, утверждается, что акты федерального уровня не принимают во внимание особенности регионов и различия между ними.

Нередко также включение в пространство правотворчества практики лоббирования принятия определенных законодательных актов. Результатом такого воздействия может стать принятие акта с позиции узких групповых интересов, его противопоставление интересам общества в целом.

Можно отметить и иные проявления правового нигилизма в правотворческом процессе (неадекватное отражение в законодательных актах интересов различных социальных групп).

2. Правовой нигилизм в сфере применения права связан с отступлением от определенных принципов, на основании которых осуществляется эта деятельность. Важное значение в правоприменительном процессе имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений. Нарушение этих принципов можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий и учреждений в России, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и т.д. В строго установленном порядке и на основании указанных принципов должна осуществляться правоприменительная деятельность судебных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц в деле обеспечения правопорядка. Наиболее ярко правовой нигилизм в этой области отношений проявляется в умышленном нарушении законов и должностных инструкций (злоупотребление служебным положением, принуждение к даче показаний, получение взятки и др.).

Причины правового нигилизма в современной России разнообразны.

1. Предпосылки этого явления находятся в «корневой системе» советского периода. В то время правовой нигилизм был заложен действующим Основным законом страны. Так, в ст. 6. Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Очевидно, КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти.

Корни современного правового нигилизма находятся и в других «измерениях», в частности, в аспекте теоретическом. Имеется в виду концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества.

2. Реальная практика применения права не вседа основана на принципах объективности и справедливости, что способствует расширению социальной базы правового нигилизма. Нетрудно заметить, что распространению правового нигилизма в последние годы способствовали: безнаказанность банков, других финансовых структур, нанесших существенный ущерб населению «погашением» денежных сбережений, деятельность предприятий и других хозяйственных структур, нередко нарушающих трудовое законодательство и др.

3. Среди источников правового нигилизма следует назвать и существующее в определенных социальных группах мнение о том, что «сила выше права». В частности, среди части предпринимателей сформировалась уверенность, что реальную помощь им в конфликтах с должниками могут оказать не правоохранительные органы, а частные сыскные или определенные криминальные структуры. Такая «шкала ценностей», в свою очередь, ведет к новому витку правового нигилизма.

4. Правовой нигилизм «питает» внедрение в общественное сознание молодых людей элементов мировосприятия лиц, содержавшихся в прошлом или находящихся в настоящее время в местах лишения свободы (пенитенциарных учреждениях). Имеется в виду специфический образ мышления и поведения; жаргон; способы коммуникации и разрешения конфликтов. Процесс внедрения в сознание законопослушных граждан таких поведенческих ориентиров сопровождается культивированием антиобщественных взглядов, представлений и установок, допускающих и оправдывающих правонарушения. Как видно, субъекты, освободившиеся из мест лишения свободы, приносят свою субкультуру в общество. Она становится доступной для широкого круга лиц, по сути, является предпосылкой для их крайне негативного отношения к праву и законности.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда, проведение систематической предметной работы по повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц, формирование у них иммунитета к обычаям и нормам криминальной культуры и др.

В современном российском обществе наряду с правовым нигилизмом встречаются нередкие случаи правового идеализма, или правового фетишизма. Если правовому нигилизму свойственны недооценка или игнорирование права, то правовому идеализму – его переоценка, идеализация.

Правовой идеализмэто завышенное представление о праве, характеризующееся преувеличением его роли и возможностей в жизни общества.

Идеи о возможности принципиального изменения общества с помощью одних только мудрых законов не новы, высказывались мыслителями прошлых эпох (Платон, французские просветители и др.). Однако сама политико-правовая действительность опровергала эти представления. В этой связи в юридической литературе признается: «В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды – оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать»1.

Правовой идеализм отличается следующими характерными чертами:

– возлагаются большие надежды на право, переоцениваются его возможности;

– неочевидный характер, в связи с чем этому явлению в государственной деятельности и правовой политике не придается особое значение;

– отсутствие реальных механизмов и способов преодоления преувеличенных представлений о праве;

– следствие таких представлений, в конечном счете, – неверие в возможности права, т.е. «смыкание» с правовым нигилизмом.

Правовой идеализм, как и правовой нигилизм, не в состоянии определить истинную ценность права, его реальные возможности. Основные причины этого следующие: непонимание законов общественного развития; незнание того, как социальные регуляторы взаимодействуют в обществе; низкий уровень правосознания и правовой культуры, и т.д.

Приведенные положения о правосознании и правовой культуре граждан и должностных лиц, их основных компонентах, гранях имеют не только теоретическое значение. В практическом плане важно, чтобы лица, осуществляющие законодательную деятельность в рамках законодательных структур всех уровней имели верное представление о пределах и реальных возможностях законов, иных нормативных правовых актов, путях их реализации. Можно предположить, что это будет способствовать выбору верных законодательных ориентиров, преодолению возможных законодательных иллюзий. Значимость этих вопросов очевидна в условиях формирования правового государства, выдвигающего на первый план приоритетное значение права.