Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С. Н.К. - увелич лекции.doc
Скачиваний:
534
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

10.4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения

«Содержание» – понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в форме1.

В юридической литературе выделяют юридическое и фактическое содержание правоотношений2.

Юридическое содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, представляющих собой возможность реального действия, но не сами действия. Фактическое (материальное) содержание – это действия субъектов правоотношения, в которых реализуются их субъективные права и юридические обязанности, предусмотренные нормами права.

Субъективное право. В отличие от права в объективном смысле, представляющего собой систему реально существующих юридических норм, субъективное право выступает как право, принадлежащее определенному субъекту. Иными словами: слово «субъективное» в этом смысле означает принадлежность права конкретному субъекту, как участнику правоотношения. Субъективное право производно от объективного. Например, каждый выпускник средней школы имеет возможность получить высшее образование на конкурсной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении, при этом профессию он может выбрать по своему усмотрению.

Что означает понятие «субъективное право»? По мнению одних, субъективное право – предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения1. Другие полагают, что «субъективное право – мера возможного поведения (мера свободы) лица, состоящего в правоотношении, дающая возможность самостоятельно совершать определенные действия и требовать определенного поведения от обязанного лица»2.

Отмечается также: «субъективное право – это гарантируемые законом в целях удовлетворения его интересов вид и мера возможного или дозволенного поведения лица»3.

В этой связи можно сказать так: субъективное право – принадлежащая субъекту мера возможного (дозволенного) поведения, закрепленная в законодательстве и гарантированная государством.

Субъективное право характеризуется следующими признаками:

1. Субъективное право – предусмотренное юридической нормой дозволенное (возможное) поведение. Имеется в виду то, что субъективное право – это не поведение или деятельность субъекта правоотношения, а лишь возможность такого поведения или деятельности. Если человек действует, то имеет место реализация его субъективного права.

2. Субъективное право включает элемент свободы, т.е. возможность использовать его по собственному усмотрению. Как видим, управомоченный субъект может свободно выбирать вариант поведения. Свобода здесь выражается в следующем: лицо может, но не обязано действовать. Значит слово «возможное» (дозволенное) поведение означает, что его реализация зависит от усмотрения управомоченного, от его воли и желания. Этим субъективное право отличается от юридической обязанности.

Примечательно то, что субъективные права «дают субъекту известный юридический плюс (возможность что-то требовать от других, возможность совершать известные действия, имеющие юридическое значение, и др.)»1. Именно это позволяет подчеркнуть момент усмотрения, выбора вариантов имеющихся у лица возможностей.

Управомоченный в рамках субъективного права может совершать или не совершать дозволенные действия, совершать их в полном объеме или частично в порядке, наиболее удобном для него. Отметим и то, что субъект всегда может отказаться от исполнения права, которое ему принадлежит, за исключением тех случаев, когда субъективное право одновременно является и юридической обязанностью (полномочия органов государства и должностных лиц).

3. Субъективное право представляет собой меру возможного поведения. Слова «мера поведения» означают, что закрепленные за субъектом юридические возможности не беспредельны. Они имеют известные границы (меру), в этих границах субъект и может действовать. Например, осуществляя свое право собственности на вещь, строение, субъект – владелец не может не считаться с законными интересами и правами других лиц.

Любые субъективные права иллюстрируют это положение. Так, Конституция РФ объявляет, что граждане России и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками «свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч. 2 ст. 36). Отметим и то, что гражданин РФ имеет четко обозначенный по продолжительности отпуск (ст. 115 Трудового кодекса РФ). Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ, лицо может состоять в одном зарегистрированном браке. Все это объясняет то, почему для характеристики субъективного права используется слово «мера» – мера возможного поведения.

4. Субъективное право представляется управомоченному для удовлетворения его интереса. Действительно, в субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного – материальной, семейный, политический. В этом ценность субъективного права. При отсутствии интереса у управомоченного субъекта теряется стимул для осуществления субъективного права, т.е. проявления заинтересованной активности в той или иной области отношений.

5 Предоставленная управомоченному мера возможного (дозволенного) поведения обеспечивается путем возложения юридических обязанностей на других лиц. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны. В иных ситуациях право определенного субъекта обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица.

Уместно в данной связи напомнить, что в юридической литературе носитель правовой возможности называется управомоченным; носитель обязанности – правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять.

С учетом взаимодействия этих явлений, заметим, субъективное право и юридическая обязанность – «рабочая часть» механизма правового регулирования.

Структура субъективного права. Субъективное право, как отмечалось, есть определенная правовая возможность. Вместе с тем, эта возможность многопланова, включает разновидности (элементы), называемые правомочными. Правомочие – это составная, «дробная» часть субъективного права.

По мнению ученых–юристов, структура субъективного права включает следующие четыре элемента (правомочия):

1) возможность определенного положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные фактические действия (например, собственник вещи может владеть ею, пользоваться, распоряжаться);

2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица, т.е. право на действия другого субъекта (например, кредитор вправе требовать возвращения долга от должника);

3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам, например, в суд. Речь идет о праве притязания, заключающемся в возможности привести в действие специальный защитный аппарат против обязанного субъекта. Так, в принудительном порядке мог быть взыскан долг, проведено восстановление рабочего или служащего на работе, уволенного с нарушением закона и др.1.

Правовая логика, свойственная анализу структуры субъективного права, позволяет заключить, что субъективное право может выступать как право–поведение,конкретизированное в право–пользовании, право–требовании и в право–притязании.

Юридическая обязанность. Это вторая существенная часть юридического содержания правоотношения. Юридическая обязанность наступает как особый, требуемый законом вид поведения одного обязанного лица по отношению к другому, обладающему соответствующими субъективными правами управомоченному лицу.

В этом контексте уместно отметить, что юридическая обязанность – это, прежде всего, осознание связанности своей воли определенными рамками. Человек вынужден сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему извне требованиями. Юридически обязанным является тот, к кому обращено веление норм права.

В юридической литературе представлены близкие по смыслу определения рассматриваемого понятия. По мнению одних, юридическая обязанность представляет собой меру необходимого поведения участников правоотношения, совершаемого в целях удовлетворения интересов управомоченных лиц1.

Другие полагают, что юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу мера необходимого поведения, которой субъект должен следовать в соответствии с требованиями управомоченного2.

Есть также мнение, что обязанность юридическая – юридическая мера должного поведения, соответствующая в правоотношении субъективному праву3.

В обобщенном плане можно сказать так: юридическая обязанность – это закрепленные в законодательстве вид и мера должного поведения субъекта правоотношения в интересах другого, управомоченного лица.

Юридическая обязанность соответствует субъективному праву, в противном случае субъективное право может остаться нереализованным. Как видим, субъективное право в значительной степени осуществляется через действия обязанной стороны.

Юридической обязанности свойственны следующие признаки:

1. Юридическая обязанность состоит в определенной предписанной юридическими нормами необходимости поведения, отличается безусловностью, категоричностью. Также поведение властно предписано лицу. Если субъективным правом можно не воспользоваться, можно от него отказаться, то от юридической обязанности отказаться нельзя. Обязанное лицо должно поступать только «так», а не иначе (заполнение декларации о доходах, уплата налога, и т.д.).

2. Юридическая обязанность выражается в мере необходимого поведения. Лицо обязано не вообще, а именно в пределах данного правоотношения. Вне этой «меры» лицо может действовать по своему усмотрению. При этом нормы права устанавливают определенные границы должного поведения.

3. Обязанному лицу предписана мера должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного. Скажем, покупатель при купле-продаже обязан заплатить за товар обусловленную сумму денег.

4. Мера должного поведения обеспечивается возможностью применения средств принудительного воздействия. Во всех случаях неисполнения юридической обязанности могут быть реализованы средства юридической ответственности, восстановительные (меры защиты) и др. Это еще раз подчеркивает, что в содержание юридической обязанности включается властный императив.

Юридическая обязанность – не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица. В этой связи отметим, что юридические обязанности имеют неодинаковое содержание, выполняют разные функции в правоотношениях различных типов.

Структура юридической обязанности. Эта структура является как бы обратной стороной структуры субъективного права. Соответственно выделяют следующие виды юридических обязанностей:

– необходимость совершения определенных положительных действий (выполнение служебных обязанностей и др.);

– необходимость воздержаться от совершения действий известного рода, т.е. выполнение оградительной роли, например, в отношениях собственности;

– необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

– необходимость претерпевать определенные невыгодные юридические последствия за совершенное правонарушение.

В рамках правового отношения права и обязанности субъектов в равной мере субъективны, т.е. «принадлежат» конкретным субъектам.

Итак, характерные общие признаки для субъективного права и юридической обязанности следующие:

– предусматриваются нормами права;

– порождаются юридическими фактами;

– реализуются субъектами правоотношения.

Вместе с тем еще раз обратим внимание на различия между субъективным правом и юридической обязанностью. Они состоят в следующем:

1) субъективное право призвано удовлетворять интересы управомоченного субъекта; юридическая обязанность – необходимое для этого средство, особый вид поведения обязанного лица;

2) субъективное право – мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица); юридическая обязанность – мера необходимого (должного) поведения, от ее реализации отказаться нельзя.

Напомним и то, что рамки (мера) и возможности поведения (субъективного права), и необходимого поведения (юридической обязанности) четко очерчены в законодательстве.