Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кондильяк Э. - Об искусстве рассуждения.rtf
Скачиваний:
29
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
11.13 Mб
Скачать

Как они позволяют

судить

О существовании

причины, которая

не доступна чувствам,

и как они дают нам

ее идею

Но хотя во вселенной все чувственно воспринимаемо, мы видим не всё, и, хотя искусство приходит на помощь органам чувств, они всегда слишком слабы. Тем не менее, если мы наблюдаем хорошо, мы раскрываем явления, мы видим, что они, как ряд причин и следствий, образуют раз­личные системы, и составляем себе точные идеи о неко­торых частях великого целого. Так, например, современные философы сделали открытия, которые не считались бы воз­можными несколько столетий тому назад и которые дают основание предполагать, что можно сделать и другие открытия («Курс занятий», «Об искусстве рассуждения», «Современная история», последняя книга, гл. 5 и след.). Но так как мы решили, что движение имеет причину, поскольку оно явля­ется следствием, мы будем считать, что вселенная также представляет собой причину, потому что она са­ма — следствие; эту причину мы на­зовем богом.

С этим словом дело обстоит не так, как со словом сила, идеи которой мы совсем не имеем. Правда, бог не доступен чувствам; но он запечатлел свои черты в чувственных вещах; мы видим в них бога, и наши чувства поднимают нас до него.

Действительно, когда я замечаю, что явления рож­даются друг из друга, как ряд следствий и причин, я непременно вижу первую причину; и именно с идеи первой причины начинается идея, которую я создаю себе о боге. Так как эта причина является первой, она независима, необходима, она есть всегда и охватывает в своей безгра­ничности и в своей вечности все, что существует.

Я вижу порядок во вселенной; я замечаю этот порядок повсюду в частях, которые я знаю лучше всего. Если я сам обладаю разумом, я приобрел его лишь постольку, по­скольку идеи в моем уме соответствуют порядку вещей вне меня; а мой разум является лишь копией, и очень слабой копией, разума, устроившего вещи, которые я постигаю, и вещи, которых я не постигаю. Значит, первая причина

206

207

разумна; она целиком упорядочение повсюду и всегда, и ее разумность, как ее безграничность и ее вечность, охваты­вает все времена и все пространства.

Так как первая причина независима, она может то, чего она желает; и так как она разумна, она желает со знани­ем и, следовательно, с выбором — она свободна.

Будучи разумной, она все оценивает; будучи свободной, она действует последовательно. Таким образом, по примеру идей, которые мы создали себе о ее разумности и ее свободе, мы создаем себе идею о ее доброте, справедливости, мило­сердии, одним словом, о ее провидении. Такова несовер­шенная идея божества. Она проистекает и может происте­кать только из чувств; но она будет развиваться, по мере того как мы будем все глубже вникать в порядок, который бог внес в свои творения («Курс занятий», Предваритель­ные уроки, § 5; «Трактат о животных», ч. II, гл. 6).

Глава VI продолжение той же темы

Действия и привычки

Движение, рассматриваемое как при­чина какого-то следствия, называется действием. Тело, которое движется, действует на воздух, который оно разделяет, и на тела, ко­торых оно касается; но ведь это только действие неодушев­ленного тела.

Действие одушевленного тела также состоит в движе­нии. Будучи способным на различные движения сообразно различию органов, которые ему даны, оно обладает различ­ными способами действия; и каждый вид имеет в своем действии, так же как и в своей организации, нечто харак­терное для него.

Все его действия доступны чувствам, и достаточно их наблюдать, чтобы составить себе идею о них. Не труднее заметить, как тело приобретает или утрачивает привычки, ибо, как знает каждый по собственному опыту, то, что часто повторяют, делают, не обдумывая, и, напротив, невозможно с такой же легкостью сделать то, чем на некоторое время перестали заниматься. Значит, чтобы приобрести при­вычку, достаточно что-нибудь делать и переделывать не­сколько раз, а чтобы ее утратить, достаточно больше этого не делать («Курс занятий», Предварительные уроки, § 3; «Трактат о животных», ч. II, гл. 1).