Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кондильяк Э. - Об искусстве рассуждения.rtf
Скачиваний:
29
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
11.13 Mб
Скачать

Из вторичной

сущности души

следует, что мышление

есть лишь способ

ощущать

Сказать, что душа есть субстанция, которая ощущает,— значит сказать, что она есть субстанция, которая име­ет ощущения.

Сказать, что она имеет ощуще­ния,— значит сказать, что она имеет либо одно-единственное ощущение, либо два сразу, либо больше.

Сказать, что она имеет либо одно ощущение, либо два и т. д.,— значит сказать или что эти ощущения произво­дят на нее приблизительно одинаковое впечатление, или что одно или два производят на нее особенное впечат­ление.

Сказать, что одно или два ощущения производят на нее

24

25

особенное впечатление,— значит сказать, что она особенно их замечает, что она выделяет их из всех других.

Сказать, что она особенно замечает одно или два ощущения,— значит сказать, что она обращает на них внимание.

Сказать, что она обращает внимание на два ощуще­ния,— значит сказать, что она их сравнивает.

Сказать, что она их сравнивает,— значит сказать, что она замечает между ними некоторое отношение различия или сходства.

Сказать, что она замечает некоторое отношение разли­чия или сходства,— значит сказать, что она судит.

Сказать, что она судит,— значит сказать, что она выно­сит одно суждение или последовательно выносит несколько суждений.

Сказать, что она последовательно выносит несколько суждений,— значит сказать, что она размышляет.

Следовательно, размышление — это не что иное, как определенный способ ощущения, это преобразованное ощу­щение 10. Вы видите, что это доказательство имеет тот же характер, что и доказательство, из которого мы заключили, что площадь треугольника равна половине произведения его высоты на его основание. Тождество сделало очевидным и то и другое доказательство.

Из этого также

Следует, что душа

Есть простая

Субстанция

Вам будет легко применить этот ме­тод ко всем операциям рассудка и воли. Но заметьте, Ваше высочество, что, чем больше Вы будете продви­гаться вперед, тем дальше Вы будете от усмотрения какого-либо тождества между двумя сле­дующими предложениями: «Душа есть субстанция, кото­рая ощущает», «Тело есть протяженная субстанция». Ска­жу больше: Вы докажете, что душа не могла бы быть протяженной. Вот доказательство этого.

Сказать, что субстанция сравнивает два ощущения,— значит сказать, что она имеет два ощущения одновре­менно.

Сказать, что она имеет одновременно два ощущения,— значит сказать, что два ощущения объединяются в ней.

Сказать, что два ощущения объединяются в одной субстанции,— значит сказать, что либо они объединяются в одной субстанции в собственном смысле этого слова, субстанции, которая не состоит из частей, либо они объеди­няются в субстанции не в собственном смысле слова,

субстанции, которая в действительности состоит из частей, каждая из коих тоже субстанция.

Сказать, что два ощущения объединяются в одной субстанции в собственном смысле слова, не состоящей из частей,— значит сказать, что они соединяются в одной простой субстанции, в непротяженной субстанции. В этом случае доказано тождество субстанции, которую мы срав­ниваем с непротяженной субстанцией: доказано, что душа есть простая субстанция. Рассмотрим второй случай.

Сказать, что два ощущения объединяются в одной суб­станции, состоящей из частей, каждая из которых является точно такой же субстанцией,— значит сказать, что либо эти ощущения объединяются в одной и той же части, либо они объединяются в этой субстанции лишь потому, что одно относится к одной части, например к части А, а другое относится к другой части, например к части В. Здесь перед нами еще два разных случая. Начнем с первого.

Сказать, что два ощущения объединяются в одной и той же части,— значит сказать, что они объединяются либо в одной части, являющейся одной в собственном смысле сло­ва, либо в одной части, состоящей из нескольких других.

Сказать, что они объединяются в одной части, являю­щейся одной в собственном смысле слова,— значит сказать, что они объединяются в одной простой субстанции; в этом случае доказано, что душа непротяженна.

Сказать, что они объединяются в одной части, состоя­щей из нескольких других, означает либо что они объединяются в одной части, являющейся простой, либо что одно ощущение находится в одной из этих частей, а другое — в другой.

Сказать, что одно из этих ощущений находится в одной из этих частей, а другое — в другой,— значит сказать, что одно находится в части А, а другое — в части В; этот случай аналогичен случаю, который нам осталось рассмотреть.

Сказать, что из этих двух ощущений одно находится в части А, а другое — в части В,— значит сказать, что одно находится в одной субстанции, а другое — в другой.

Сказать, что одно находится в одной субстанции, а дру­гое — в другой,— значит сказать, что они не объединяются в одной и той же субстанции.

Сказать, что они не объединяются в одной и той же субстанции,— значит сказать, что одна и та же субстанция не имеет их в одно и то же время.

27

26

Сказать, что одна и та же субстанция не имеет их в одно и то же время,— значит сказать, что она не может их сравнивать.

Таким образом, доказано, что душа, будучи субстанци­ей, которая сравнивает, не является субстанцией, состоя­щей из частей,— не является протяженной субстанцией. Значит, она — простая субстанция.