Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по Философии.doc
Скачиваний:
312
Добавлен:
28.05.2015
Размер:
2.4 Mб
Скачать

Глава IV. Диалектика

Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой фило­софии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора (диалектике техне). Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связы­вания понятий, приводящую к их полному определению. Аристо­тель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анали­зировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить мно­жественность и движение. Анализ высших родов бытия приво­дил к выводу, что бытие обладает противоречивыми определе­ниями, поскольку оно едино и множественно, покоится и дви­жется и т.д. Таким образом для античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуж­дение и решение этой проблемы стало главной задачей диалек­тики.

Но в дальнейшем, в средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логи­ку, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема проти­воречия, как и в целом проблема развития, были вытеснены из философии. Этот период в философии характеризуется как пе­риод господства метафизического (в смысле недиалектического, антидиалектического) метода.

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие про­исходило особенно интенсивно в немецкой классической фило­софии, главным образом в философии Гегеля. Для Гегеля фило­софия —это способ самопознания сущности мира, а таковой Гегель провозглашал саморазвивающуюся идею. Поэтому задачу философии Гегель видел в том, чтобы изобразить процесс само­развития идеи. Но в этом случае на первое место выдвигается вопрос о методе философии. Философия, говорил Гегель, не должна заимствовать свой метод у других наук, в частности и у математики. А такие попытки, как известно, предпринимались философами, например, Спинозой. Метод философии должен выразить свой собственный предмет. А раз таковым является идея, то метод выступает как осознанный способ выражения саморазвития идеи. Гегель утверждал, что само содержание

248 ___ ___

философии должно двигать себя вперед по мере развития этого содержания. Это и есть диалектика. Никакого другого способа описания самодвижения идеи нет и быть не может, поскольку диалектично, т.е. внутренне противоречиво и взаимосвязано само развитие идеи. Характеризуя философию, Гегель выдвигает принцип, который в современной терминологии может быть обозначен как принцип системности.

Для Гегеля философия есть наука о мышлении, но не как наука о внешней форме мысли, не как старая формальная логика, а как содержательная наука, содержательная диалекти­ческая логика.

Развертыванию системы категорий Гегель предпосылает рас­суждения о прежних философских системах, выявляя их досто­инства и ограниченность и, что важно для нас сейчас, рассужде­ния о возможностях рассудка сравнительно с более высокой формой мышления, которой Гегель полагает разум. Рассудок необходим как в теоретической, так и в практической деятель­ности. Это очевидно. Однако нельзя останавливаться на нем, ограничиваться свойственными рассудку формами мысли. Необ­ходимо подняться, возвыситься до диалектики, которая преодо­левает конечные определения рассудка. Диалектика, говорит Гегель, представляет собою подлинную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще. Диалектика есть имма­нентный переход одного определения в другое, в котором обна­руживается, что эти определения рассудка односторонни и огра­ничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного разверты­вания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходи­мость.

Это относится уже к первой категории, к исходному понятию всей гегелевской философии, к понятию «бытие». Бытие, по­скольку оно первое, исходное понятие, поскольку оно начало, не может быть ничем опосредовано и поэтому не имеет никаких определений. Это чистое бытие есть чистая абстракция, и поэто­му оно, как абсолютно-отрицательное, есть ничто. Итак, в первой категории системы Гегель выявляет первое противоречие: бытие

______________________ 249

есть ничто. Бытие и ничто (небытие) выступают как всеобщие характеристики абсолюта, и Гегель, обращаясь к истории фило­софии, оправдывает как Перменида, утверждавшего что есть | лишь бытие, так и буддистов, для которых абсолют есть ничто. вПротивоположность бытия и ничто, равно как и тождество этих категорий, могут быть преодолены только на пути движения самих категорий. Поэтому Гегель вводит понятия, которые долж­ны помочь движению мысли. Одним из таких понятий является понятие «становление». Становление —одна из важнейших, если можно так выразиться, сквозных категорий гегелевской системы. Внутренне противоречивое единство категорий, как, например, бытия и ничто, приводит к становлению новых, более богатых конкретным содержанием категорий. Результат станов­ления представляет собою наличное бытие. Итак, от абсолютно­го, неопределенного, пустого бытия Гегель переходит к бытию с некоторой определенностью. Но определенность бытия есть ка­чество. Так порождается следующая категория гегелевской сис­темы.

Здесь, по-видимому, следует сказать об особенностях фило­софских категорий. Первая состоит в том, что каждая из них служит и для характеристики явлений природы, и для характе­ристики общества, и для характеристики явлений духовной жизни и процесса познания. Поэтому определения философских категорий носят заведомо общий, абстрактный характер. Содер­жание философских категорий несводимо к той или иной облас­ти бытия, и тем более несводимо к конкретному примеру, хотя в содержании этих категорий находит свое отражение любая конкретная область.

Другая особенность философских категорий состоит в том, что их определенность выявляется только в общей философской системе, в которой эти категории употребляются. Так, например, У Аристотеля категории определяются как характеристики суще­го, а у Канта как внутренне присущие рассудку формы упорядо­чения данных опыта. У Гегеля в рассматриваемом нами случае категория качества и следующие за ней категории количества и меры определяются только через уже имеющуюся категорию бытия. Качество, пишет Гегель, есть в первую очередь тождест­венная с бытием определенность, так что нечто перестает быть

250

тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него опреде­ленность. Так, например, дом останется тем, что он есть, будет ли он больше или меньше.

Третья ступень бытия —мера —есть единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т.е. коли­чественно определены, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем эта безразличность имеет также свой предел, при переходе которого, при дальней­шем увеличении или уменьшении вещи перестают быть тем, чем они были. Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи, к сущности. Мы не будем далее рассматри­вать построение Гегелем всей системы категорий. Само развер­тывание этих категорий весьма формально и зачастую произ­вольно. Однако следует заметить, что Гегель широко использо­вал достижения философии в анализе категорий. Поэтому для своего времени он представил наиболее глубокое и развитое учение о диалектике.

Наследником гегелевской диалектики как учения о взаимо­связи и развитии, стал диалектический материализм. Диалекти­ка Гегеля получила очень высокую оценку Маркса и Энгельса. Эта оценка основывалась не только на содержании учения Гегеля, но и на учете тех следствий, которые вытекали из диалектики, хотя сам Гегель не выводил этих следствий. Истин­ное значение и революционный характер гегелевской филосо­фии, писал Энгельс, состояло в том, что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном харак­тере результатов человеческого мышления и действия. Истина уже не представлялась в виде системы догматических положе­ний, которые оставалось только зазубрить; истина теперь заклю­чалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки.

Так обстоит дело не только в познании, не только в филосо­фии, но и в области практического действия. История не может получить своего завершения в каком-то совершенном состоянии человечества. «Совершенное общество», «совершенное государ­ство» —это вещи, которые могут существовать только в фанта­зии. Каждая ступень в прогрессивном развитии человеческого

_________________________ 251

общества необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых условий, постепенно развившихся в ее собственных недрах.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и унич­тожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама она является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозгу. Восприняв диалектику Гегеля, диалектический материа­лизм унаследовал систему категорий, свойственных гегелевской философии. Однако содержание этих категорий претерпело ко­ренные изменения. Дело в том, что если для Гегеля система категорий выражала взаимоотношения, складывавшиеся в про­цессе саморазвития идеи, то для диалектического материализма категории являются средством для выражения процессов разви­тия, протекающих в разных областях материального и духовного мира. Для Гегеля идея —творец всего сущего. Для диалектичес­кого материализма идея —форма осознания человеком окружа­ющего его мира и его собственного бытия в этом мире. Поэтому в диалектическом материализме обозначается проблема соотно­шения диалектики объективной и диалектики субъективной.

Объективная диалектика —это диалектика природы и мате­риальных общественных отношений. Субъективная диалекти­ка —это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика субъективная или диа­лектика объективная. Этот вопрос не возникал у Гегеля, т.к. он исходил из принципа тождества бытия и мышления. Для мате­риализма, разумеется, первичной признается объективная диа­лектика мира, а субъективная диалектика деятельности созна­ния выступает как вторичное, как форма отражения мира, соответствующая своему объекту. Поэтому часто, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправданно. Однако лишь до тех пор, пока само

252

мышление, сам процесс познания не становится предметом специального исследования.

Рассматривая вопрос о происхождении законов диалектики, Энгельс отмечал, что эти законы абстрагируются из истории природы и общества, ибо сами эти законы суть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, по сути дела сводятся к трем законам:

закон перехода количества в качество и обратно;

закон взаимного проникновения противоположностей;

закон отрицания отрицания.

Ошибка Гегеля заключалась в том, что он не выводил эти законы из природы и истории, а навязывал их природе и истории как законы мышления. Отсюда вытекает вся вымученная и часто нелепая конструкция: мир —хочет он того или нет —должен сообразовываться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления.

В дальнейшем были предприняты попытки систематизировать законы и категории диалектики, иллюстрируя их данными раз­вития науки и исторической практики.

Философия как интеллектуально-методологическая основа мировоззрения не может оставаться без внимания со стороны политических сил и политиков. И это в определенных условиях накладывает свой отпечаток на трактовку фундаментальных философских проблем. Так, в 1938году вышла в свет книга «История ВКП(б)», где был специальный раздел, называвшийся «О диалектическом материализме». В этом разделе были упомя­нуты только принципы взаимной связи и развития и два закона диалектики. А о законе отрицания отрицания ничего не было сказано, равно как и о многих категориях, характеризующих процессы взаимосвязи и развития. В результате из работ совет­ских философов и из учебников эти части теории диалектики просто были исключены.

Только после смерти Сталина учение о диалектике было возрождено в том виде, в каком оно существовало раньше. Многие категории были осмыслены заново с учетом развития естествознания и на основе анализа исторического развития

____________________ 253

общества. Однако в общем и целом категориальный аппарат диалектики оставался прежним. Диалектика была представлена в следующем виде: