Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T1.rtf
Скачиваний:
114
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.43 Mб
Скачать

Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы

ДроздовскийА.К. (г. Санкт-Петербург)

Одним из важных направлений психологической науки яв­ляется изучение природных предпосылок индивидуальных раз­личий между людьми. Теория И. П. Павлова о свойствах нервной системы (СНС) устанавливает, как основной принцип, положение о наличии у высокоорганизованной нервной системы ряда свойств, характеризующих динамику протекания в ней нервных процессов возбуждения и торможения, составляющих основу поведенческих проявлений. Проблема природных предпосылок индивидуальных различий на основе типологической концепции И.П. Павлова исследовалась в научных школах Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина, Е.П. Ильина, К.М. Гуревича, Б.М. Теплова - В. Д. Небылицын (Э.А. Го-лубева, В.М. Русалов, А.И. Крупное, Т.Ф. Базылевич и др.). Иссле­дования в этих школах позволяют говорить о том, что на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать

307

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

его способности, склонности, особенности его поведения, эффектив­ность его деятельности и создать оптимальные для каждого чело­века условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки. Однако для успешности данного подхода требуется учитывать не одну или две какие-либо типоло­гические особенности проявления СНС, что делается в большинстве исследований, а их комплекс, в составе которого типологические особенности однонаправлено влияют на тот или иной психологиче­ский феномен. Зависимость ряда психологических феноменов от комплекса типологических особенностей неоднократно выявлялась в исследованиях школы Е.П. Ильина (Н.П. Фетискин, В.А. Сальников, И.П. Петяйкин, Е.К. Фещенко, М.Н. Ильина, Г.И. Мызан, В.Д. Гаврилов и др.). Наряду с известными достижениями указанных разделов психологической науки, остаются нерешенными некоторые вопро­сы, требующих дальнейшего их изучения. Так, требуется доказать, что при учете как можно большего количества типологических особенностей проявления СНС увеличивается прогностичность изучаемого свойства личности. Не решен также и вопрос о том, какой вклад та или иная типологическая особенность, входя в состав типологического комплекса СНС, вносит в выраженность свойств личности. Кроме того, практически не затрагивался вопрос о достоверности прогноза выраженности того или иного психоло­гического феномена в соответствии с составом обуславливающего его типологического комплекса. Таким образом, целью нашего исследования стала разработка методологических аспектов по изучению связей психологических особенностей личности со СНС. В исследовании принимали участие студенты различных факультетов РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Выборка составила - 453 человека, из них 369 девушек, 84 юношей, средний возраст испы­туемых - 22,2 года. Для рассмотрения вопроса о прогнозировании профессионально-важных качеств, осуществляемых на основе уже известных типологических комплексов СНС, проводилась диа­гностика нейродинамических характеристик специалистов высокой квалификации разных сфер деятельности (педагоги, психологи, воспитатели, врачи-стоматологи, медсестры, бойцы отряда специ­ального назначения). Выборка специалистов - 209 человек.

В исследовании использовались следующие методики: дви­гательные методики диагностики свойств нервной системы (силы подвижности, уравновешенности), разработанные Е.П. Ильиным (1972); опросник для диагностики свойств и типов темперамента Г. Айзенка (EPQ, форма А); опросник для диагностики свойств и типов темперамента Д. Кейрси; опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ).

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

  1. Отдельное свойство личности имеет связи с несколькими свой­ствами нервной системы; с другой стороны, каждое СНС связа­но с несколькими свойствами личности, что означает - междусвойствами личности и СНС имеются много-многозначныесвязи.

  2. Свойства нервной системы, определяемые по двигательнымэкспресс-методикам (сила, подвижность, «внешний» и «вну­тренний» баланс), монометричны, независимы друг от друга, аэто значит, что каждая типологическая особенность оказываетсамостоятельное влияние на выраженность свойства личности.

  3. Типологические особенности свойств нервной системы, влияю­щие на выраженность того или иного свойства личности, об-

разуют положительный (способствует проявлению данного свойства личности) и отрицательный (препятствует проявлению того же свойства) типологические комплексы.

  1. Типологические комплексы для разных свойств личностиразличаются не только качественно (т. е. сочетанием разныхтипологических особенностей), но и количественно (числомвходящих в комплекс типологических особенностей), по при­чине индифферентности ряда типологических особенностейсвойств нервной системы, к тому или иному свойству лич­ности.

  2. Метод частотного анализа связей отдельных свойств нервнойсистемы с особенностями личности (т. е. частоты встречаемоститой или иной связи в разных группах испытуемых) позволяетвыявлять имеющиеся закономерности более достоверно, чемкорреляционный анализ.

  3. Отдельное свойство личности тем больше выражено у дан­ного человека, чем больше у него имеется типологическихособенностей свойств нервной системы, входящих в составтипологического комплекса, обуславливающего выраженностьданного свойства личности.

  4. Знание имеющихся у человека типологических особенностейсвойств нервной системы позволяет достоверно прогнозиро­вать соответствующие свойства личности, а при отнесении ихктребованиямтой или иной профессии - и профессионально-важные качества.

В исследовании также были выявлены типологические ком­плексы свойств нервной системы для 27-ми изучаемых свойств личности.

Социализация в изменяющемся мире

Дубовская Е. М. (г. Москва)

Современную социальную ситуацию можно охарактеризовать следующим образом удлинение периода детства, увеличение разрыва между поколениями, ускорение динамики институтов социализации.

Удлинение детства связано в первую очередь с общим услож­нением жизни. Изменение предметной среды очевидно. Однако трансформация касается не только предметного окружения, не менее важным и сложным кажется процесс социальных изменений. Меняются формы социального взаимодействия. Они становятся зна­чительно более сложными опосредованными и разнообразными.

Эти перемены определяют не только необходимость более длительного периода детства, но и выступают причиной всё увеличи­вающегося разрыва между поколениями. Скорость изменений жизни обесценивает большую часть социального опыта человека чрезвычай­но быстро. Меняется ценностная структура этого опыта. Информация сама по себе перестаёт иметь решающее значение. Большую ценность начинают иметь способы её приобретения, готовность к изменениям, анализ ситуаций высокой степени неопределенности.

Необходимо переосмысление взглядов на процесс социального развития личности. В самом общем плане все подходы к процессу

308

А-Ж

социализации можно разделить на две различные идеологии, пара­дигмы: «созревания» и «индивидуального пути развития».

Согласно первому направлению существует определенная по­следовательность этапов, смена которых более или менее жестко связана с определенными возрастными границами, а последова­тельность определяется некоторой внутренней логикой, присущей этому процессу.

Однако многие положения, принятые в психологии подавляю­щим большинство развивают и даже противоречат в определенном смысле подобной идеологии. Предельный смысл новой парадигмы сводится к тому, что жизненный путь каждой личности уникален и неповторим. В каждый отдельный момент перед человеком пред­стает бесконечность вариантов его развития, и выбор направления движения связан с огромным числом возможностей и имеет вероятностную детерминацию. Новая система взглядов на процесс социализации, условно названа нами парадигмой индивидуального пути развития.

Вхождение в изменчивый и непостоянный социальный мир несомненно имеет свои специфические особенности. Социальная нестабильность как фактор социализации может быть рассмотрена на трёх взаимосвязанных уровнях: общество в целом, группа и личность. На социальном уровне социальные изменения про­являются в форме кризиса большинства нормативно-ценностных представлений. Осмысление существовавших норм и ценностей какявлений прошлого, дискредитированных новыми тенденциями, осуществляемыми в обществе, само по себе не ведёт к созданию каких-либо новых представлений.

Не менее существенно проявление социальной нестабильно­сти на социально-психологическом уровне. Увеличивается число ситуаций, для которых конкретная группа не имеет (и не может иметь в силу их непредсказуемости) нормативных предписаний. Кроме этого, возникают социальные общности нового типа, кото­рые построены не по привычному для нас «производственному принципу», с его жестким ролевым расписанием, иерархической структурой власти и подчинения, минимальными выбором и ответственностью каждого члена группы, а на принципиально вариативных, гибких началах, которые предполагают паритетные отношения участников, способность группы к саморазвитию и самоорганизации. Подобные сообщества требуют и особой позиции в них человека, и специальных форм работы с ними.

Наконец, проявления социальной нестабильности могут быть рассмотрены и на индивидуально-психологическом, или личност­ном уровне. В самом общем виде, наверное, можно говорить о возможных личностных проблемах, связанных с нарушением временной перспективы, («жизнь в прошлом»), повышением тревожности, деструкции социальной идентичности, путаностью и противоречивостью индивидуальных норм и ценностей и т. д.

Социокультурные аспекты развития языковой личности

Дугарова Т. Ц. (г. Улан-Удэ)

Под языковой личностью понимается «личность, выраженная в языке (текстах) через язык, личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» (Караулов, 2002). Определение языковой личности как совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (текстов)» (Караулов, 1989), предполагает объеди­нение в ней этнических, культурных, социальных и психологических характеристик, рассмотрение которых становится возможным сквозь призму языка и дискурса.

А.А. Леонтьев подчеркивает, что «в основе мировидения и миро­понимания каждого народа лежит своя система предметных значе­ний, социальных стереотипов, когнитивных схем» (Леонтьев, 2003). Картина мира выступает как единство индивидуального и социального опыта. Он акцентирует роль опыта человека и систем, общественно выработанных значений восознании этого опыта, нетождественность образа мира наглядному или любому другому образу.

Понятие «языковая личность» восходит к психологическому аспекту определения индивида как субъекта отношений и созна­тельной деятельности. При исследовании этнического самосознания как основного параметра языковой личности особенно важно то, что, согласно концепции B.C. Мухиной, самосознание представля­ется как универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологическая структура, свойственная каждому социализированному индивиду. Формирование этнического самосо­знания в контексте конкретной социальной ситуации, опосредуется звеньями, образованными базовыми ценностными ориентациями личности относительно собственных идентификаций со своим телом, именем, с притязаниями на признание, природной половой принадлежностью, психологическим временем и социальным пространством личности. Содержательное наполнение звеньев самосознания зависит от характеристик этнической общности, в которой происходит его становление, социальной ситуации раз­вития, системы ценностей общества.

Взаимосвязь языка и этнического самосознания представляет огромное значение для человека какличности: именно «реальность образно-знаковых систем, присвоенная конкретным человеком, через их уникальную трансформацию во внутреннем психологи­ческом поле» становится тем реальным основанием самосознания личности (Мухина, 2006). «Язык объективирует самосознание чело­века, формируя его в соответствии с теми значениями и смыслами, которые определяют ценностные ориентации на культуру языка, поведение, отношения между людьми, на образцы личностных качеств человека» (Мухина, 2006).

309

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]