Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Братко А Г Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступны-4.rtf
Скачиваний:
11
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
2.99 Mб
Скачать

1.5. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма" (далее - Конвенция) (принята 09.12.1999. В г. Нью-Йорке 09.12.1999)

Это единая Конвенция по вопросам терроризма. Конвенция в настоящее время стала первым международным актом, подписанным уже многими государствами по данным вопросам. В ней говорится не просто о тех или иных видах террористической деятельности, но обращается внимание в целом на явление терроризма и такой важный его момент, как обеспечение его финансовой основы. В ней борьба с финансированием терроризма - приоритетна. Как отмечается в литературе, о приоритетности рассматриваемого направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом свидетельствует Резолюция 1373, принятая Советом Безопасности ООН 28 сентября 2001 г., которая среди основных мер противодействия терроризму обозначила согласованные действия мирового сообщества по пресечению его финансовых потоков*(164).

Нормы ст. 8 Конвенции предусматривают, что каждое государство для целей возможной конфискации преступных доходов и в соответствии с принципами национального права должно принимать требуемые меры, для того чтобы определить, обнаружить, заблокировать банковские счета или арестовать любые денежные средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений.

Усилия по созданию общих для всех государств стандартов в вопросах пресечения потоков финансирования терроризма берут свое начало с 90-х гг. прошлого века. Инициаторами этих начинаний стал ряд международных организаций: "Восьмерка", Европейский Союз и Организация американских государств (ОАГ). Тогда же в Итоговом документе совещания министров "Группы восьми" по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) были сформулированы рекомендации государствам о принятии мер, направленные на борьбу с финансированием террористической деятельности. Ставилась цель пресечения и предотвращения финансирования террористов и террористических организаций. Причем как прямого, так и косвенного финансирования. Это документ рекомендовал также принятие мер регулирующего характера (когда это целесообразно) для предотвращения тех переводов денежных средств, в отношении которых имеются подозрения в том, что они предназначены террористическим организациям, не препятствуя при этом законной свободе движения капитала*(165).

Принятию Конвенции предшествовали различные международные форумы и конференции, на которых формировались общие представления об опасности терроризма и необходимости выработки единых подходов в борьбе с финансированием террористических организаций и террористических актов.

Как отмечается в литературе, мировое сообщество осознало реальную угрозу со стороны финансирования терроризма и предприняло шаги для противодействия этому явлению: Европейский Союз провел международную конференцию, посвященную данной теме, в Люксембурге (1997 г.) и семинар в Вене (1998 г.). В 1999 г. Организация американских государств провела в Аргентине вторую Межамериканскую конференцию по терроризму. На ней были выработаны предложения по противодействию терроризму, в том числе и рекомендации государствам ОАГ, направленные на сдерживание его финансирования. На конференции по терроризму, которая проходила в Лондоне (7-8 декабря 1998 г.), были сформулированы принципы государств "Группы восьми", которые помимо прочего включали намерение "сотрудничать еще теснее при расследовании, сборе разведывательной информации, обмене информацией, отслеживании средств, используемых в террористических целях"*(166).

На внеочередном пленарном заседании ФАТФ (29-30 октября на 2001 г.) были сформулированы еще восемь (позже - расширенных до девяти) рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма:

1) принятие немедленных мер по ратификации и имплементации соответствующих документов ООН;

2) криминализация финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций;

3) замораживание и конфискация террористических активов;

4) сообщение о трансакциях, подозреваемых в наличии отношения к террористам;

5) предоставление возможно более широкого круга помощи правоохранительным органам и контрольным учреждениям других стран в вопросах расследования финансирования терроризма;

6) введение требований в сфере борьбы с отмыванием денег в отношении альтернативных систем денежных переводов;

7) ужесточение мер по идентификации владельца как в отношении международных, так и внутренних переводов;

8) гарантии того, что собственность, прежде всего некоммерческих организаций, не будет использована в ненадлежащих целях - для финансирования терроризма*(167).

В Конвенции предусматривается ряд унифицированных понятий и определяются основные юрисдикции государств в сфере борьбы с финансированием терроризма. Это важно для национальных правопорядков, в которых могут быть различные формулировки в отношении понятия "средства", которые предоставляются террористам (векселя, деньги, ценные бумаги, имущество и т.д.).

Правопорядки по-разному могут формулировать понятие объектов посягательства. Поступление денег на банковский счет террористов или их соучастников, поступление наличных денежных средств - все эти понятия должны быть унифицированы в целях пресечения террора. Нужно, чтобы было единое понимание составов преступлений в сфере борьбы с терроризмом.

Что касается понятий, которые должны быть имплементированы в национальные правопорядки, то, прежде всего, обратим внимание на ст. 1 Конвенции. Там сказано, что следует понимать в терминах "средства", "государственный или правительственный объект", "поступления".

Термин "средства" означают активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими.

"Государственный или правительственный объект" означает любой постоянный или временный объект или транспортное средство, используемые или занимаемые представителями государства, членами правительства, представителями законодательного или судебного органа, либо должностными лицами или служащими государства или любого другого государственного органа или учреждения, либо служащими или должностными лицами межправительственной организации в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.

"Поступления" означают любые средства, полученные или приобретенные, прямо или косвенно, посредством совершения преступления, указанного в ст. 2 Конвенции.

В ст. 2 Конвенции в общей форме формулируются признаки составов преступления в области терроризма и в том числе говорится о территориальной юрисдикции.

"Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:

- какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению;

- любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения".

В ст. 7 Конвенции говорится, что "1. Каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, указанных в статье 2, когда:

- преступление совершено на территории этого государства;

- преступление совершено на борту судна, плавающего под флагом этого государства, или летательного аппарата, имеющего регистрацию в соответствии с законами этого государства во время совершения преступления;

- преступление совершено гражданином этого государства.

Государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда:

- преступление было направлено на совершение преступления, указанного в подпункте (a) или (b) пункта 1 статьи 2, на территории или в отношении одного из граждан этого государства либо такое преступление было его результатом;

- преступление было направлено на совершение преступления, указанного в подпункте (a) или (b) пункта 1 статьи 2, против государственного или правительственного объекта указанного государства за границей, включая помещения дипломатического или консульского представительства этого государства, либо такое преступление было его результатом;

- преступление было направлено на совершение преступления, указанного в подпункте (a) или (b) пункта 1 статьи 2, в попытке принудить это государство совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения или такое преступление привело к его совершению;

- преступление совершено лицом без гражданства, которое обычно проживает на территории этого государства;

- преступление совершено на борту воздушного судна, эксплуатируемого правительством этого государства.".

При ратификации, принятии, одобрении настоящей Конвенции или присоединении к ней каждое государство-участник уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установлении им юрисдикции в соответствии с п. 2. В случае каких-либо изменений соответствующее государство-участник немедленно уведомляет об этом Генерального секретаря.

Каждое государство-участник принимает также такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, указанных в ст. 2, в случаях, когда лицо, предположительно совершившее преступление, находится на его территории, и оно не выдает его ни одному из государств-участников, которые установили свою юрисдикцию в соответствии с п.п. 1 или 2.

Когда более чем одно государство-участник претендует на юрисдикцию в отношении одного из преступлений, указанных в ст. 2, соответствующие государства-участники стремятся надлежащим образом координировать свои действия, в частности, в отношении порядка уголовного преследования и способов осуществления взаимной правовой помощи.

Без ущерба для норм общего международного права настоящая Конвенция не исключает возможности осуществления любой уголовной юрисдикции, установленной государством-участником в соответствии с его внутренним правом. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 10.07.2002 N 88-ФЗ с заявлениями:

"1) Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Конвенции заявляет, что она устанавливает свою юрисдикцию в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 2 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 7 Конвенции;

2) Российская Федерация исходит из того, что положения статьи 15 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи".