Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
47
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
2.52 Mб
Скачать

Заключение: Социальное основание социальных представлений

Категории, в соответствии с которыми социальная реаль­ность конструируется и предстает перед взором социо­лога, являются результатом борьбы. Она может прини­мать различные формы. Например, борьба за способ пред­ставления старости выражается чаще всего в терминах морали, одновременно находя обоснование в экономике отношений между поколениями, где собственно эконо­мические отношения в явном виде чаще всего отрицают­ся. Напротив, как показал А. Саяд в случае иммиграции,

[142]

представление «проблемы» иммигрантов, обычно выража­емой в терминах «затрат и выгод», на деле оказывается рельефным примером политической проблемы (принад­лежность к определенной национальной группе), которая скрывается под видом экономической.

Процесс институционализации проблематики в науч­ном (с точки зрения экономики, биологии и пр.) или в этическом виде, кроме того, маскирует целую серию во­просов, которые в результате не возникают в сознании. Например, в отношении иммиграции это касается вопро­са о том, кому эта последняя стоила затрат и кому она принесла выгоду, а в отношении старости — вопроса о борьбе между поколениями, которая по определению «аморальна». Может быть, причину выявленных арте­фактов, от которых социолог избавляется с такими усили­ями, нужно отнести на счет разъединения между поли­тической и социальной экономикой. Социологический подход мог бы состоять в том, чтобы с помощью анализа заранее допускаемых социальных представлений конст­руировать такую экономику, которая интегрировала бы в своем анализе все «затраты» и «выгоды», входящие в эко­номические теории в узком значении этого слова. Иначе говоря, следует учитывать всю совокупность битв, в ко­торые ввязываются агенты ради построения представле­ний о реальности, причем той, что наиболее соответству­ет их интересам1.

Понятие «ненормального детства»

В своем исследовании «Общеобразовательная школа и возникновение ненормального детства» Франсин Мю­эль-Дрейфюс показывает, насколько системы психоло-

1 Этот вид анализа можно было бы распространить на мно­жество объектов изучения, таких как объект, выбранный Фран­син Мюэль-Дрейфюс и касающийся «общеобразовательной шко­лы и возникновения ненормального детства».

[143]

гической и психиатрической классификации детей свя­заны с социальными характеристиками тех, кто эти си­стемы создает, и к кому их применяют. Она устанав­ливает связь между появлением описания болезней и формированием в конце XIX века особого поля деятель­ности, каким стал «медико-педагогический» сектор; она описывает контекст, в котором появился сектор адми­нистративного действия, основной опорой и козырем ко­торого стала начальная бесплатная, светская и обяза­тельная школа. Все институции (ассоциации, комитеты, лиги, попечительские общества и т. д.) были ориенти­рованы на обучение как детей, так и взрослых. Они были нацелены на преобразование индивида во имя «социаль­ного предвидения» (чувствуется приближение Париж­ской Коммуны), поскольку поведение индивида отныне должно быть «прогнозируемым». Действия в поддержку «ненормального детства» присоединяются, таким обра­зом, к более широкому движению, охватывающему «дет­ство под угрозой».

Хотя организации в поддержку ненормального детства довольно дифференцированы, и поборни­ки медико-педагогической активности являют собой представителей разных профессий (врачи, адвокаты, филантропы, учителя и т. д.), однако получается так, что «специалисты по ненормаль­ному детству» были часто пропагандистами по­печительских обществ. Равным образом получа­ется так, что дети, о которых идет речь, отлича­лись социальной однородностью своего состава и менялись только названия, к ним применяемые, от «морального восстановления» до «ментальной ортопедии». То же самое касается предусмотрен­ных для малолетних бедняг (беспризорников, правонарушителей, душевнобольных) занятий, которые они получают после переобучения (эти занятия мало варьируют: помощник садовника, чернорабочий, грузчик, прислуга). Именно сре­ди беднейших из бедных притаилась будущая со-

[144]

циальная опасность. Именно их без устали будут выталкивать из начальной школы с этикеткой ненормальных, после того как без перебоя при­глашали поступать в эту школу. Таким образом, именно отсылкой к школьной норме определяет­ся «ненормальность» этих категорий детей.

[145]