Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности / Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
936.96 Кб
Скачать

Глава 3. Виртуальная реальность в век информации 123

ние страниц Сети, размещение и производство рекламы, использо­вание Интернета для торговли, издание газет и журналов, юридиче­скую, психоаналитическую практику, дистантное образование и многое другое.

Большинство из перечисленных видов деятельности, реализуе­мых в Интернете, требуют четкой идентификации личности, по­скольку связаны с экономическим капиталом, авторскими правами, налогами, другими экономическими, юридическими, политически­ми обстоятельствами. В последние несколько лет в публицистиче­ской и научной литературе, в средствах массовой информации все чаще появляются высказывания, по которым можно судить о явной озабоченности государств по поводу того, что Интернет неподкон­тролен государству, а также о том, что предпринимаются попытки установления идентификации личности в Сети, разрабатываются способы установления юридической ответственности и электрон­ной передачи документов, которые позволяли бы сохранять их юридическую силу и т. д.

То есть, можно сказать, используя терминологию П. Бурдье, что поля экономики и политики предпринимают усилия, направ­ленные на то, чтобы пользователи Интернета не потеряли в постмо­дернистском духе свои стабильные централизованные субъектно-сти. При этом поля политики и экономики не останавливаются в этом смысле на пожеланиях, и их усилия уже дают результаты. Это означает, что имеется достаточно авторитетная надобность в суще­ственном ограничении анонимности в Интернете. Фактически, на современном этапе развития Интернета анонимность сохраняется и приветствуется более всего в тех разделах Интернета, которые свя­заны с развлечениями, - конечно, при условии, что эти развлечения бесплатны. То есть, строго говоря, если в количественном отноше­нии Интернет и предоставляет возможности для «конструкции ми­ров», то в отношении качественном эти возможности едва ли оста­ются использованными, поскольку, как я уже говорила, виртуаль­ная реальность избирательна и экономна. Она предпочитает изме­нять один-два параметра регулярной реальности, а не конструиро­вать какие-то совершенно отдельные, полностью альтернативные миры. То же, что не относится в Интернете к реальности виртуаль­ной - необходимо относится к реальности регулярной, которую си-мулятивные практики сами по себе не способны вывести в область

ирреального, а экзотичность «живой» переписки или разговора с другой стороной земного шара является, в конце концов, лишь во­просом нашей привычки к присутствию такой возможности в на­шей повседневной, регулярной реальности.

Возникает вопрос, почему же Интернет тем не менее столь охот­но и часто причисляется к сфере виртуального и вместе с этой сфе­рой конституируется как Другая реальность? Строго говоря, никако­го «в Интернете» вообще нет. Интернет - это не место. Тем не менее, топографическая метафорика применительно к описанию сети уже прочно укоренилась в современной культуре. Взгляд на Сеть как на некое отдельное пространство, место, где расположены сайты: биб­лиотеки, музеи, газеты, магазины, порождается, с одной стороны, от­части непониманием технической стороны функционирования Сети, а отчасти - определенной мифологизацией Интернета как Другого мира, которая происходит из-за его способности «преодолевать про­странство». С другой стороны, исходя из того, что видит на экране компьютера рядовой пользователь, трудно придумать более подхо­дящий для обозначения реалий, связанных с Интернетом, класс озна­чающих, нежели топографический. Место, которое «на самом деле» есть лишь иллюзия места, четвертое измерение, - но которое, тем не менее, не вполне иллюзорно и воочию открывается на экране всем желающим, - все эти обстоятельства повседневного восприятия Ин­тернета объясняют, почему после его появления и распространения виртуальная реальность, фактически, приравнивается к Интернету, и оба компонента этого равенства несколько постфактум осмысляют­ся в онтологическом смысле как нечто симулятивное. (Нужно отме­тить, однако, что общение, опосредованное компьютером и Интер­нетом, неизбежно воспринимается как происходящее в некотором месте, как пространство, где встречаются его участники - именно потому, что в случае виртуального общения людей, находящихся за многие километры друг от друга, изменяемый магическим действом виртуального параметр - физическое пространство. При этом изме­няются только отдельные характеристики параметра, а он сам, его позиция и значение остается неизменным и даже упрочивается.)

Также понятно и то, почему именно Интернет вызывает в ре­зультате такой большой интерес к самой проблематике виртуально­го: в связи с Интернетом виртуальное впервые начинает репрезен­тироваться как результат позитивистского отношения к миру, как

124 E. Tapamyma Философия виртуальной реальности