Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности / Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
936.96 Кб
Скачать

Глава2. Социальная онтология виртуальной реальности 79

действие (субъекта) совершается в поле социальных смыслов и уча­ствует в его (поля) воспроизводстве и конструировании. То есть, все проявления субъекта с необходимостью онтологизируются -поскольку во взаимодействие включены Другие и все происходит в сфере социального.

Под онтологической ответственностью я понимаю здесь вклю­ченность в пространство социальной онтологии, проницаемость всеми его элементами и механизмами, - то есть, такое участие в этом пространстве, которое может характеризоваться как полное или неизбежное, означая, в конце концов, поглощенность элемента включающим его целым.

В отличие от сферы онтологически ответственного, основная конститутивная особенность сферы виртуальной реальности состо­ит в том, что сфера эта представляет собой пространство, в котором возможно частичное высвобождение из плотного плетения регу­лярной социальной онтологии. Подчиненный статус виртуальной реальности («не-реальность») означает, что она не детерминирует­ся полностью правилами и механизмами социального, и, следова­тельно, избегает сферы онтологически ответственного.

Построенность виртуальной реальности на основании умолча­ния как раз и позволяет ей некий выход за пределы социального, -выход, который совершается в молчании, и именно благодаря это­му он вообще оказывается возможным. Это позволяет говорить об онтологической безответственности виртуальной реальности.

Безответственность предстает здесь как возможность пренеб­речь некоторыми причинно-следственными связями или изменить заведенный ход вещей. Изменение это, однако, не должно приоб­ретать регулярный характер, (иначе оно станет принадлежать сфе­ре регулярной реальности, - то есть, ответственности). Виртуаль­ная же реальность никогда не возводится в систему; именно поэто­му она не конвертируется не только в категории социального как такового, но и в категории устоявшейся социальной теории, всегда ускользая от этого определения, реализуясь в виде случайного, единичного.

Лишь единичное оказывается вправе оставаться неназванным, избегать языковой легитимации, неизбежно приводящей в про­странство социальной детерминации. Виртуальная реальность представляет собой, таким образом, степень свободы от социально-

го. То, что онтологически безответственно, включено в порядок ве­щей, но декларируется как единичное, случайное, - и поэтому нере­альное; в том смысле онтологически безответственному важно декларировать, что оно не обладает важностью для системы. То есть, оно декларируется как могущее не быть включенным в систе­му, - то есть, оно конструируется как окказиональное. В лингвисти­ке окказиональным называется разовое словоупотребление или словообразование, которое понятно говорящим на языке, но в силу своей единичности не включающееся в регулярную систему языка. Я воспользовалась этим термином для того, чтобы определить он­тологический статус, который получает виртуальная реальность. Признаваясь окказиональным, - то есть разовым, случайным, не вписанным в систему, - событие, факт или отношение признается одновременно существующим и не существующим, имевшим ме­сто в рамках системы и вынесенным за ее рамки, - и, наконец, как следствие, - реальным и нереальным в одно и то же время. По­скольку же языковые знаки признаются обозначающими некие универсалии - т.е., категории или классы однородных предметов, -окказиональное, таким образом, оказывается неназванным в об­щем поле языка. Тем самым, окказиональное представляет собой единицу онтологической безответственности виртуальной реаль­ности.

Окказиональность, возникающая при конструировании онто­логической безответственности виртуальной реальности, означа­ет, помимо прочего еще один важный момент: не-вменяемость виртуальной реальности. Окказиональное выключено из системы причин и следствий, из системы ответственности как регулярного, неизбежного континуума социального. Виртуальная реальность, таким образом, не есть нечто, имеющее место «без последствий» вообще или «нечто, воздействующее только на чувства» или что-нибудь, соответствующее подобным определениям эфемерно­сти, онтологической несостоятельности, - иначе она бы была «меч­той» или «фикцией», то есть, не обладала бы онтологическим ста­тусом, необходимым для ее реализации. Виртуальная же реаль­ность «есть, но не названа», - то есть, не включена в систему как не­что уникальное, «мелькнувшее и прошедшее». Достигаемая таким образом онтологическая безответственность означает, следова­тельно, что такое окказиональное событие не может быть «вмене-

80 E. Tapamyma Философия виртуальной реальности