Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности / Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
936.96 Кб
Скачать

Глава 1. Виртуальная реальность и ее смыслы 71

Оказывается, следовательно, что виртуальная реальность пред­стала в современном мире в самом общем смысле как средство и способ объединить распадающийся на части мир, лишенный кате-горизирующей и систематизирующей его деятельности человече­ского разума, и превратившийся в некое скопление взаимопрони­цаемых «миров». В этом качестве понятие виртуальной реальности представляет собой своего рода один из немногих допускаемых и горячо принятых в этом качестве универсальных «экзистенциалов» современной философии.

Явление виртуальной реальности в современном мире оказы­вается в таком положении, что может отчетливо проявить свои кон­структивные составляющие, свое качество и онтологический ста­тус. В современной культуре виртуальная реальность обозначается указанием, отсылкой к некоей области явлений, субстанциональ­ный смысл которой наполовину скрыт от нашего повседневного взгляда. Все, что известно нам об этой области в таком случае - это подчиненность ее онтологического статуса по отношению к реаль­ности повседневности. Утверждение такой подчиненности пред­ставляет собой, следовательно, тезис о нереальности виртуальной реальности, ее принадлежности к некоему «миру идей», которая обозначает некую фиктивную природу виртуальной реальности -поскольку здесь речь идет о «платоновской» линии, которую мож­но проследить в истории восприятия виртуального и виртуальной реальности. Современная часть «аристотелевской» линии в конст­руировании смысла виртуальной реальности более снисходительна по отношению к виртуальной реальности, то есть, оставляет ей больше простора для полноценного онтологического воплощения. Однако же, тем не менее, здесь также утверждается недостаточный онтологический статус виртуальной реальности - в силу того, что виртуальная реальность сводится при этом практически к чистой потенциальности.

Итак, в самом общем смысле виртуальная реальность объявля­ется в современном обществе миром идей (или символов, или даже симулякров) - либо неким особенным содержанием сознания, если речь идет об «аристотелевской» линии. Причем, этот мир идей уже не воспринимается нашими современниками как высшая реаль­ность. Напротив, когда речь идет о нереальности виртуальной ре-

альности, при этом имеется в виду ее некоторая «нежизненность», выключенность из ткани реального повседневного бытия.

Именно на такую выключенность прежде всего и указывает по­нятие виртуальной реальности как отсылка, и именно эта выклю­ченность конструируется утверждением симулятивной природы виртуальной реальности. В «аристотелевской» же линии, которая представлена, например, в работах Н.А. Носова, виртуальная реаль­ность рассматривается как кратковременная актуализация потен­циального состояния сознания, которая выключена из общего про­странства реальности, - а именно, из интерсубъективности и вре­менной континуальности реальности (так, примерами виртуальных состояний в теории Н.А. Носова являются опьянение, измененные состояния сознания, аффект и т.д.)1.

В этой связи становится очевидным, что эта самая столь отчет­ливо декларируемая «нереальность» виртуальной реальности пред­ставляет собой часть социальной конструкции виртуального. В са­мом деле, при внимательном рассмотрении очевидно, что деклари­руемая «нереальность» виртуальной реальности означает прежде всего утверждение о некоем значимом отграничивающем позицио­нировании ее в рамках обще-социального континуума.

Семантической основой виртуального является механизм со­крытия в рамках социального континуума. Онтологический статус виртуального, таким образом, всегда отчетливо двойствен: неиз­менно утверждается реальность виртуального, его «посюсторон­ность» реальности, и включенность в ткань социального. Вместе с тем, однако, реальность виртуального утверждается как непремен­но специфическая реальность. Виртуальное всегда насторожено от­носительно границы реального и нереального, но задача его состо­ит именно в том, чтобы оставаться «по эту сторону реальности».

Сокрытие осуществляется за счет того, что в плане декларатив­ном виртуальная реальность конституируется как некая Другая ре­альность, отличная от основной или общей реальности. При этом контуры этой Другой реальности принципиально и намеренно раз­мыты, она старательно избегает точных описаний и четких опреде­лений. Фактически, про нее должно быть известно лишь то, что она обладает неким вторичным по отношению к общей реальности он­тологическим статусом.

1 Носов Н.А. Виртуальная психология. Аграф, Москва, 2000.

72 E. Tapamyma Философия виртуальной реальности