Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности / Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
936.96 Кб
Скачать

Глава 1. Виртуальная реальность и ее смыслы 43

связь с совершенством, которая сохранялась до сих пор и в антич­ном virtus, и в схоластическом vitrtualis, - и таким образом, не насле­дует в полной мере семантики нормативности совершенства. Тем не менее, эта мужественность и телесность virtuel остаются до поры скрываемым семантическим компонентом в дискурсе философ­ском, где декларируется пока что схоластический смысл понятия. Очередной «переворот» значения уже совсем близок.

Преимущественная телесность французского virtuel нашла че­рез некоторое время отклик и в философии. Речь идет о работе Бергсона «Материя и память», где понятие виртуального снова употребляется в философском смысле. Не будет уже сюрпризом, что и здесь очевидна та же граничность терминологизации, которая сопровождала философскую карьеру virtus и прежде.

В трактовке Бергсона происходит очередная перестановка он­тологических акцентов внутри понятия виртуального. Со схоласти­ческим употреблением здесь соединяется - и это выглядит совер­шенно естественным - традиция современного и родного Бергсону повседневного французского языка. Результатом соединения явля­ется критерий телесности, который положен теперь в основу разли­чения виртуального и актуального, - а именно такую понятийную оппозицию проводит Бергсон: «Расстояние, отделяющее наше тело от воспринимаемого предмета, - пишет он, - таким образом, дейст­вительно показывает большее или меньшее приближение опасно­сти, большую или меньшую близость исполнения желаемого. Вследствие этого наше восприятие предмета, отличного от нашего тела, отделенного от него промежутком, никогда не выражает ниче­го, кроме виртуального действия. Но чем меньше становится рас­стояние между этим предметом и нашим телом, другими словами, чем опасность становится страшнее или обещание непосредствен­нее, тем более виртуальное действие стремится превратиться в дей­ствие реальное. Дойдите теперь до последнего предела, предполо­жите, что расстояния уже нет, то есть что воспринимаемый предмет совпадает с нашим телом, другими словами, что наше собственное тело становится предметом восприятия. Тогда это совершенно осо­бого рода восприятие будет выражать уже не виртуальное, а реаль­ное действие: в этом и состоит аффективное чувство»1.

Виртуальное означает в работе Бергсона разрыв протяженно­сти мира, совершаемый на основе критерия телесности, - разрыв, который определяется как наличие/отсутствие аффективного чув­ства. Категория виртуального играет здесь ключевую роль в трак­товке роли тела в возникновении аффективного ощущения. «Наше восприятие, - пишет Бергсон, - предмета, отличного от нашего тела, отделенного от него промежутком, никогда не выражает ничего кроме виртуального действия»1. Бергсон рассматривает виртуаль­ное как возможное - однако же, очевидно, что значение это корре­лирует как со схоластическим, так и с повседневным пониманием virtuel во французском языке. Компонент телесности выступает в значении на первый план и организует это значение таким образом, что виртуальное получает значение не-прикасающегося, принци­пиально дистантного по отношению к телу. Однако, поскольку те­лесность в этом значении не связана более с совершенством с преж­ней отчетливостью, она оказывается декларированным критерием для различения актуального и виртуального просто как таковая, «сама по себе». И в этом смысле некоторые моменты в рассуждении Бергсона показывают, что не все столь однозначно с отождествле­нием виртуального и потенциального в его работе даже на самом декларативном уровне. Так, если в предыдущей традиции - а осо­бенно в современном Бергсону французском языке - телесность была характеристикой виртуального (вернее, виртуальное опреде­лялось через некую высшую, совершенную телесность), то у Берг­сона, как раз напротив, телесность стала всецело относиться к акту­альному.

Однако, смысл виртуального всегда организуется не только с участием «аристотелевской», но также и «платоновской» семанти­ческой линии, которая, в свою очередь, проблематизирует прежде всего принадлежность виртуального эмпирической, наличной ре­альности (трактуемой в том или ином ключе). Бергсон косвенно пе­реартикулирует, таким образом, реальность как нечто, что может быть верифицировано прежде всего физическим ощущением. В ре­зультате он получает еще одно сложное, ускользающее понятие виртуального, и на дальнейшем протяжении работы, цитированной выше, отнюдь не обозначает это понятие как ключевое, - точно так же, как это произошло в свое время и у Лейбница. У Бергсона вир-

1 Бергсон А. Материя и память. Собр. Соч. в 4-х т. Т. 1.М., 1992. С. 192.

1 £ергсонЛ.Материяипамять.Собр.Соч.в4-хт.Т.1.М.,1992.С. 192.

44 E. Tapamyma Философия виртуальной реальности