Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности / Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
936.96 Кб
Скачать

Глава 1. Виртуальная реальность и ее смыслы 67

1.2. Виртуальное и виртуальная реальность по эту сторону реальности

Рассмотрев лексическую и терминологическую историю корня *щп»-, принявшего затем вид vir-, а еще позднее - virt- и вирт-, я прихожу к выводу о том, что виртуальное и виртуальная реальность - понятия, находящиеся неизменно на границе их тематизации в ка­честве терминов, т.е., остающиеся во многом в пределах повседнев­ного языка. Это нахождение «на границе» устойчиво и представля­ет собой существенную характеристику семантики этих понятий. По мере того, как перестают просматриваться связи внутри семан­тики понятия, полисемия виртуального переходит в омонимию; все это складывается в специфическую конструкцию умолчания, сущ-ностно значимого сокрытия, которая находится в основе смысла виртуального.

На протяжении долгой истории корня *трго- / vir- / virt-, семан­тика его претерпевала изменения; неизменной оставалась лишь специфическая двойственность организации его смыслов. В син­хронном семантическом поле этого корня происходила поляриза­ция, которая затем принимала вид актуализации одной из семанти­ческих групп и отхода другой на второй план. Однако, фактически, ни одна из этих групп не была более актуальной, чем другая. Семан­тика корня в целом организовывалась таким образом, что одна из групп декларировалась как актуальная, в то время как вторая была необходимым компонентом смысла в качестве параллельно суще­ствующего значения, «двойного дна», о котором умалчивалось. Та­кое умолчание было принципиально важно для конструкции смыс­ла этого корня.

Сокрытие это позволяло повседневному носителю языка ви­деть лишь первый, декларируемый план смысла понятия в целом, и декларативно приравнивало этот план к единственному компонен­ту общего смысла понятия. При этом, однако, как другие планы, о которых умалчивалось, так и само наличие этих других планов яв­лялись смыслообразующими конструктивными элементами для смысла виртуального во все времена существования этого корня, и наши дни не представляют здесь исключения.

Приходится признать, что философское осмысление виртуаль­ного и виртуальной реальности традиционно идет по пути, задавае­мому ему самой виртуальной реальностью как предметом фило­софского рассмотрения. Другими словами, философия тематизиру-ет виртуальную реальность лишь в том аспекте, в каком виртуаль­ная реальность декларирует себя. Таким образом, философия при­нимает активное участие в практиках и конструкциях виртуальной реальности.

Повседневному носителю современного русского языка о вир­туальной реальности известно прежде всего то, что она представля­ет собой неопределенную сферу значений. Сфера эта лишь обозна­чается отсылкой, в то время как семантика ее едва ли раскрывается. Соответственно, философское осмысление виртуальной реально­сти сосредоточивается преимущественно на том, чтобы обозначить онтологический статус этой «сферы».

При этом семантическая неопределенность осмысляется чаще всего как недо-реальность виртуального, что, в свою очередь, арти­кулируется в более общем плане - как его не-реальность или его от-деленность от реальности. Такой поворот имеет отношение к со­крытию виртуального, осуществляемому теперь уже непосредст­венно в сфере философии. Таким образом, преимущественное вни­мание философии уделяется оппозиции виртуальной реальности и реальности в целом, а также поиску различных подходов к объясне­нию именно онтологического их отношения. В результате такого подхода достигается конструкция и легитимация сложной онтоло­гической ущербности-превосходства виртуальной реальности по отношению к реальности в целом.

Однако, такое видение виртуальной реальности - в том числе и с точки зрения специальных теоретизирующих дисциплин - являет­ся необходимым конститутивным элементом виртуальной реально­сти. Кроме того, даже при таком рассмотрении, которое обращает внимание лишь на декларативный план виртуального и виртуаль­ной реальности, высвечиваются многие существенные черты той картины, которая может явиться полностью лишь при более общем взгляде. Такой подход должен заключать в себе риск преодолеть очарование виртуальной реальности, сталкиваясь при этом с угро­зой утратить способность очаровываться ей впредь. И все же такой более общий взгляд должен учитывать специфические «онтологи-

68 E. Tapamyma Философия виртуальной реальности