Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности / Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
936.96 Кб
Скачать

Глава 2. Социальная онтология виртуальной реальности 93

Другого становится существенно неоднозначной. Он должен при­сутствовать в онтологии мира и не присутствовать там в одно и то же время. Момент легитимации не может быть осуществлен без Другого. Однако же, постоянное присутствие Другого перевело бы проект виртуальной реальности в сферу регулярной, повседневной социальной онтологии. Конструкция онтологической безответст­венности подразумевает, что Другой должен обязательно присутст­вовать фактически, в то время как в декларативном плане ему де­монстративно, категорически отказывается в этом присутствии.

В регулярной социальной онтологии Другой выполняет роль постоянно присутствующего зеркала для Я. Постоянность зеркала означает его неуправляемость, неотменимость. Это постоянное от­ражение выражает собой ситуацию ответственной онтологии. Что же касается Другого виртуальной реальности, то здесь ему также отводится роль зеркала, но с одной существенной оговоркой: зерка­ло это должно быть подконтрольно тому, кто предпринимает про­ект виртуальной реальности. С этой целью зеркало-Другой должно быть отключаемым. Именно такое отключаемое отражение пред­ставляет собой ситуацию безответственной онтологии.

Такой тип Другого может быть обозначен как технический Другой, поскольку он подразумевает сознательное использование техник конструирования социальной реальности, а также, в более общем смысле, является основанным на идее сознательного же пе­реустройства мира. Другой виртуальной реальности репрезентиру­ет приватность, возведенную в абсолютный принцип. Онтологиче­ская безответственность предстает здесь как попытка не просто «опустить все шторы», но впрямую отменять, «отключать» регу­лярное общество по своему усмотрению. Все это говорит, в свою очередь, об особенностях того, кто может быть назван субъектом виртуальной реальности.

Итак, некий субъект предпринимает трудный проект конструи­рования виртуальной реальности. Первое, что известно о таком субъекте - это то, что он находится в ситуации проблематизирован-ной реальности. Проблематизация эта представляет собой явление сложное и многуровневое и первоначально ощущается субъектом на повседневном уровне как вторжение альтернативных онтологии. Субъект оказывается перед лицом полионтологического вызова, когда две или несколько различных (картин мира, систем ценно­стей) становятся представлены синхронно. Вероятно, сама по себе

такая ситуация еще не означает проблематизации реальности. Соб­ственно проблематизация возникает лишь тогда, когда субъект об­наруживает вторжение этих онтологических и экзистенциальных противоречий в собственную повседневность, - и некоторые важ­ные смыслы его повседневности оказываются тем самым постав­ленными под сомнение.

В результате такого вторжения нарушается единственность и достаточность картины мира Субъекта, - и, следовательно, - ее це­лостность. Такая разомкнутость бытия является на повседневном уровне как проблема «реальности реальности», невозможность от­личить различные онтологии друг от друга и однозначно предпо­честь какую-то одну из них - при ощущении настоятельной необ­ходимости все же сделать это, поскольку повседневная регуляция поступков обыкновенно не может основываться на различных про­тиворечивых онтологиях.

Разомкнутость бытия Субъекта, в свою очередь, еще не озна­чает, что Субъект непременно предпримет проект конструирова­ния виртуальной реальности в качестве реакции на проблематизи-рующий вызов. Субъект виртуальной реальности - это такой Субъ­ект, который реагирует на ситуацию проблематизации реальности определенным способом.

В общем смысле, в ситуации такой проблематизации субъект может выбирать из трёх возможностей: (1) полностью «перейти» в «другую онтологию» и признать единственно реальной теперь уже ее, (2) - переходный, нестабильный вариант - занять позицию иро-ника, то есть, признать возможность поли-онтологичности и (3) попытка удержать исходную реальность путем ее дополнительной верификации. Субъект, предпринимающий проект конструирова­ния виртуальной реальности, выбирает (3) путь. Поскольку он не выбирает (1), т.е., не хочет полного перехода в «другую реаль­ность», - он консервативен, поскольку не выбирает (2) - не ирони­чен.

Проблематизирующий вызов обрекает Субъекта виртуальной реальности на то, чтобы ее конструирование осуществлялось в оп­ределенной смысловой тональности. То есть, такое конструирова­ние виртуальной реальности неизбежно оказывается доказательст­вом, верификацией проблематизирующейся реальности. Следова­тельно, субъектом виртуальной реальности оказывается человек доказывающий, - такой, который в ситуации, когда проблематизи-

94 E. Tapamyma Философия виртуальной реальности