Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Постатейный комментарий к Разделу IV Отдельные виды обязательств части второй Гр-1.rtf
Скачиваний:
15
Добавлен:
14.05.2022
Размер:
3.61 Mб
Скачать

§ 4. Компенсация морального вреда

Статья 1099. Общие положения

1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, основания и размер компенсации гражданину морального вреда регулируются не только правилами, комментируемой главы, но и статьей 151 ГК РФ.

Под моральным вредом согласно указанной статье понимаются физические или нравственные страдания, т.е. негативные психические реакции человека на действия, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других особых случаях, предусмотренных законом, когда компенсация морального вреда предусмотрена за нарушение имущественных прав.

Моральный вред подлежит денежной компенсации при наличии и учете вышеуказанных в упомянутой статье обстоятельств.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ (см. комментарий к ней) учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об изъятиях из общего правила, согласно которым в исключительных случаях, прямо предусмотренных специальной нормой закона, моральный вред должен возмещаться, если он причинен в результате нарушения имущественных прав гражданина.

В качестве примера можно привести ст. 15 Закона о защите прав потребителей, по которой гражданин вправе требовать компенсации морального вреда, причиненного ему нарушением имущественных потребительских прав. Так, в соответствии со ст. 6 Закона об основах туристской деятельности турист имеет право на компенсацию морального вреда в случае невыполнения туроператором или турагентом условий договора. Согласно п. 2 ст. 38 Закона о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе требовать компенсации морального вреда.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Статья 1100. Основания компенсации морального вреда

В комментируемой статье перечислены основания компенсации морального вреда, которая осуществляется независимо от вины причинителя вреда. В этих случаях установление факта вины причинителя вреда исключается из предмета доказывания при предъявлении иска.

Об ответственности за вред причиненный жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности см. комментарий к ст. 1079 ГК РФ. Под источником повышенной опасности согласно указанной статье понимается деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность для окружающих вследствие невозможности всеобъемлющего контроля над ней со стороны человека: использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; строительная и иная связанная с нею деятельность и др.

Вред, причиненный источником повышенной опасности, обязан возместить его владелец, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Таким образом, вина не входит в состав оснований ответственности при причинении вреда источником повышенной опасности.

Для отдельной категории государственных органов и должностных лиц ст. 1070 ГК РФ устанавливает специальные без учета вины причинителя вреда основания ответственности, включающей компенсацию морального вреда. Так, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Таким образом, специальный характер оснований ответственности заключается в отсутствии вины причинителя вреда. Условия и порядок возмещения вреда в этих случаях определяются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" и утвержденным этим Указом Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Эти нормативные акты применяются в части, не противоречащей действующему российскому законодательству, во взаимосвязи с нормами гл. 18 УПК РФ, устанавливающими правила осуществления потерпевшими права на реабилитацию. В иных случаях вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, возмещается по основаниям и в порядке, предусмотренными ст. 1069 ГК РФ.

Ч. 4 ст. 1100 ГК РФ применима к распространению сведений, порочащих честь и достоинство личности, независимо от того, что умаляет эти неимущественные блага - содержание таких сведений или их оскорбительная форма.

Следует учитывать, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ).

Под иными случаями понимаются положения, содержащиеся в различных отраслях права, в которых есть прямое указание на необходимость компенсации морального вреда.

В качестве примера можно привести следующие нормы различных отраслей права:

- дискриминация в сфере труда (ст. 3 ТК РФ);

- неправомерные действия или бездействие работодателя (ст. 237 ТК РФ);

- увольнение без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконный перевод на другую работу (ст. 394 ТК РФ);

- нарушение прав добросовестного супруга при признании брака недействительным (ст. 30 СК РФ);

- реабилитация после уголовного преследования (ст. 136 УПК РФ).

Статья 1101. Способ и размер компенсации морального вреда

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи компенсация морального вреда осуществляется только в денежной форме. Аналогичное правило предусмотрено и нормами иных федеральных законов. Так, например, в ст. 237 Трудового кодекса РФ указано, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

Следует отметить, что ранее действовавшее законодательство до принятия комментируемой статьи допускало возможность выплаты компенсация морального вреда в неденежной форме.

2. Определение размера компенсации морального вреда представляет значительные сложности на практике. В п. 2 комментируемой статьи установлены общие ориентиры определения размера компенсации морального вреда. Более подробно о таких ориентирах говорится в постановлениях высших судебных органов.

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) было отмечено следующее.

"В соответствии со статьей 151, пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации определяется судом, при этом суд не связан той величиной компенсации, на которой настаивает истец, а исходит из требований разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения, то есть из основополагающих принципов, предполагающих баланс интересов, соответствие поведения участников правоотношений принятым в обществе нормам поведения.

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика денежной компенсации морального вреда, суды обычно принимали во внимание характер и содержание спорной публикации, способ и длительность распространения недостоверных сведений, степень их влияния на формирование негативного общественного мнения о лице, которому причинен вред, то, насколько его достоинство, социальное положение или деловая репутация при этом были затронуты, другие отрицательные для него последствия, а также в некоторых случаях и его индивидуальные особенности (например, возраст и состояние здоровья). Суды учитывали и показатель уровня жизни населения в конкретном регионе - прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.

Причиной уменьшения размера компенсации морального вреда по сравнению с суммами, заявленными в исковых требованиях, как правило, являлось несогласие суда с учетом принципов разумности, справедливости и соразмерности последствиям нарушения с субъективной оценкой истца степени причиненного ему вреда.

Компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ)".

В Постановлении Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 указывается, что "размер компенсации не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворения иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.

Использование права на компенсацию морального вреда в иных целях, в частности, для создания ситуации, при которой фактически ограничивается право каждого на свободу выражать свое мнение, включая свободу придерживаться своего мнения, свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей, не допускается (статья 29 Конституции Российской Федерации, статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 10 ГК РФ).

Судам следует иметь в виду, что сумма компенсации морального вреда должна быть разумной и справедливой (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ) и не вести к нарушению свободы массовой информации".

При этом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.09.2010 N 21 было подчеркнуто, что требования разумности и справедливости должны действовать также при определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с политических, общественных деятелей и должностных лиц.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" было отмечено, что "при определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в части 2 статьи 151 и пункте 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Если не соответствующие действительности порочащие сведения распространены в средствах массовой информации, суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений. При этом подлежащая взысканию сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна причиненному вреду и не вести к ущемлению свободы массовой информации".

По мнению А.М. Эрделевского, в настоящее время некоторые нормативные ориентиры в отношении размера компенсации морального вреда.

Следует отметить, что применительно к размеру компенсации морального вреда за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок появились некоторые ориентиры. Эти ориентиры определяются положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.04.2010 "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также указанием в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" на то, что при определении размера денежной компенсации морального вреда суды могут принимать во внимание размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским судом за аналогичное нарушение*(87).

Соседние файлы в предмете Гражданское право