Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКСКЛЮЗИВ,специально от студента!!! Конспект ле...doc
Скачиваний:
129
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.27 Mб
Скачать

4. Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную

Вторая половина XVII века – время становления в России абсолютизма, получившего в следующем столетии более яркое и законченное развитие. Укрепление самодержавия отвечало классовым интересам дворянства и верхов купечества. В годы Смуты упало влияние дискредитировавшего себя боярства и его возможности вмешиваться в ход общественных процессов. Население после всех бед и потрясений тянулось к упорядоченной, спокойной жизни. Необходимость решения сложнейших внутренних и внешних задач требовала предельной концентрации государственных и общественных сил. Все это предопределило стези формирования государственного управления.

Абсолютизм – форма правления, при которой вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти принадлежит монарху, опирающемуся на назначаемый и контролируемый им чиновничье-бюрократический аппарат. По проблеме абсолютизма в исторической литературе продолжается дискуссия, в ходе которой пока не найдено общего мнения, в том числе и по причинам установления абсолютной монархии. Одни историки сводят их к прямому заимствованию с Запада. Другие говорят о внутренних причинах, в том числе, необходимости борьбы с развившимся движением социального протеста.

Основными атрибутами абсолютной монархии являются следующие:

  1. Неограниченная власть монарха.

  2. Создание бюрократического аппарата управления.

  3. Наличие регулярной армии.

  4. Упорядочивание налоговой системы.

  5. Подчинение церкви государству.

Самодержавная, неограниченная власть царя нашла законодательное выражение в Соборном Уложении 1649 г. В нем были особые разделы, посвященные охране царской чести и строго карающие за покушение на «государево здоровье» и оскорбление его величества. Все подданные приводились к присяге государю путем целования креста, а служилые люди давали особую присягу. Величие и блеск царской власти стремились подчеркнуть пышными церемониями, во всех документах строжайше соблюдался установленный порядок написания царского титула. Формально власть царя не ограничивалась ничем, кроме традиций, особенно церковных.

Царь правил совместно с Боярской Думой. Однако боярство не противостояло царю, а служило ему. В Думу входило четыре думных чина: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Общее число членов Думы не превышало 100 человек. Ее права и полномочия определялись не специальными законами, а обычаем и волей государя. Формула решений Думы гласила: «Царь указал, а бояре приговорили». Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. По мере надобности из ее состава выделялись особые комиссии. Например, «ответная» – для переговоров с иноземными послами, «уложенная» – для составления свода законов и другие. Со второй половины века в Думу проникают представители неродовитых дворян, роль Думы снижается, особенно после отмены «местничества» в 1682 г.

Самым красноречивым показателем формирования абсолютизма было прекращение деятельности сословно-представительных учреждений – Земских Соборов. Их отмирание происходило параллельно с бюрократизацией государственного аппарата. Земские Соборы появились в 1549 г. В начале XVII века они играли важную роль. Например, царь Василий Шуйский не избирался Собором, и страна отказывалась его признавать. Михаил Романов, наоборот, был избран Земским Собором и держался на престоле во многом благодаря тому, что первые десять лет его царствования Соборы заседали почти непрерывно. Патриарх Филарет также находил нужным осуществлять сотрудничество земских людей и правительства, в том числе для устранения недостатков в управлении. Алексей Михайлович обращался к содействию Земских Соборов при создании «Уложения», при воссоединении Украины с Россией и по ряду других поводов. Но большинство Соборов носило лишь совещательный и осведомительный характер. Выборные излагали правительству свое мнение, а затем предоставляли царю решение всех вопросов.

В состав Соборов входило три элемента. Во-первых, «освященный собор», состоявший из представителей высшего духовенства. Во-вторых, Боярская Дума. В-третьих, представители служилого и посадского населения. Их было, как правило, от 300 до 400 человек, среди которых преобладали должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Состав Соборов был весьма изменчив. Обсуждение вопросов шло по «чинам» и группам. С усилением государственной власти со второй половины века, с ростом бюрократизации управления и ослаблением земского самоуправления на местах Земские Соборы пришли в упадок. Как результат, с середины века прекращается созыв Соборов полного состава.

Органами центрального управления (исполнительной власти) в Российском государстве были приказы. Количество их доходило до восьмидесяти, а численность приказных людей в конце века достигла трех тысяч человек. Распределение дел между ними было довольно запутанным. Одни приказы ведали определенной отраслью на территории всей страны. Другие занимались всеми делами, но в отдельных областях. Третьи отвечали за узкие отрасли с малым количеством занятых лиц. К важнейшим общегосударственным приказам относились: Посольский, Разрядный, Разбойный и другие. Начальниками в них были бояре или думные люди, которых помогали дьяки (секретари) и подьячие (писцы). Второстепенными приказами управляли дворяне с дьяками, или одни дьяки.

В течение столетия развилась бюрократическая централизация. Приказы были завалены бесконечным количеством дел, которые иногда залеживались годами, перебрасывались из приказа в приказ. Процветало взяточничество. При Алексее Михайловиче была предпринята попытка слияния и реорганизации некоторых приказов. Был создан приказ Тайных дел, ставший личной тайной канцелярией царя, поставленной над всеми учреждениями и лицами. Он имел множество функций, в том числе контролировал другие приказы. Во главе его стоял сам царь.

XVII век был временем, неблагоприятным для местного самоуправления, так как требовалась сильная правительственная власть на местах. Основной административной единицей страны являлись уезды. Во главе уездов стоял воевода, назначаемый из Москвы. После Смуты воеводы находились лишь в пограничных районах, теперь появились и во многих других. Их число достигло двух тысяч человек. Воеводы сосредотачивали в своих руках всю военную и гражданскую власть, включая судебную, административную, таможенную и другую. Земские учреждения в посадах и волостях сохранялись, но все более теряли свою самостоятельность. В северных областях по-прежнему существовал волостной сход, но его функции сузились. Правительство вмешивалось в хозяйственную жизнь крестьян.

Особое значение в тот период имела централизованная военная организация, так как все столетие прошло в тяжелых изнурительных войнах. По мере стабилизации государства дворянское ополчение постепенно утрачивало свои боевые качества, а дворяне часто уклонялись от походов. Более сильное стрелецкое войско было малочисленным. В мирное время стрельцы занимались торговлей, ремеслом, а не военной подготовкой. Военно-техническая отсталость московских ратных людей, обнаружившаяся при столкновении с западными соседями, побудила правительство создать «полки иноземного строя». Они делились на солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские (смешанные), набирались из добровольцев. Во время войны проводили наборы даточных людей, что стало прообразом рекрутской системы. В качестве дополнительной силы использовали казаков. Таким образом, военная организация совершенствовалась в направлении регулярности и централизации.

В связи с экономическим упадком периода Смуты и большими военными расходами стране постоянно не хватало денег. В 1678 г. вместо поземельного налогообложения было введено подворное. Это принесло определенный эффект. Но вскоре помещики и крестьяне, чтобы облегчить бремя податей, стали объединять в один двор родственников, соседей и даже чужих людей.

Значительную роль в жизни страны играла русская православная церковь. С одной стороны, она поддерживала царскую власть. С другой стороны, церковь часто конфликтовала с правительством. Смута начала века наложила свой отпечаток на церковь. В среде священников, особенно монахов, возросли элементы воинственности и непримиримости к влиянию неправославных вероучений. Спасаясь от преследований, в Россию прибыло немало образованных священников с Украины, в которой были сильны антикатолические настроения. Они стремились к чистоте православия.

В 1619 – 1633 гг. церковь имела большую поддержку царской администрации, так как патриархом был отец царя Филарет, фактически управлявший Россией. При нем церковь формировала державную идеологию, пропагандировала идеи Сергия Радонежского и теорию «Москва – третий Рим». Церковь владела монополией в духовно-идеологической сфере.

Преемники Филарета стремились сохранить силу церкви в отношениях с царем. Особенно это было характерно для Никона, избранного патриархом в 1652 г. Он происходил из нижегородских крестьян, стал игуменом, познакомился и сблизился с Алексеем Михайловичем. Своим крутым нравом и низким происхождением Никон вызывал недовольство духовенства и бояр. В 1666 г. он был лишен сана и сослан простым монахом в Белозерский монастырь, но успел до этого провести церковную реформу.

Реформа началась в 1653 г. без должной подготовки населения. Вместо старорусской обрядности вводилась греческая. Двоеперстие заменили троеперстием, земной поклон сменили на поясной, восьмиконечный крест – на четырехконечный крест и т.д. Никон стал исправлять старославянские церковные тексты по греческому образцу, чем занялись выходцы с Украины. Исправления коснулись также иконописи и литургии.

Церковь действительно нуждалась в преобразованиях, унификации обрядов, наведении внутреннего порядка, так как духовенство имело низкий профессиональный уровень, шло искажение службы, имелись разночтения в церковных книгах. Но реформа Никона имела политический подтекст. Во-первых, решался вопрос о присоединении Украины. Там было велико влияние Константинопольского патриарха, прошли изменения в церковной обрядности по греческому образцу. Если бы русская церковь провела такие же изменения, она стала бы более привлекательна для малороссов. Во-вторых, Никон опирался на влиятельных выходцев с Украины и поддержку царя.

Никон был опытным дипломатом и политиком, в 1654 г. сумел получить одобрение церковного собора, но действовал повелительно и торопливо. Это вызвало серьезный раскол в церкви. Против него выступила церковная группировка во главе с И. Нероновым и протопопом Аввакумом, так называемые «хранители древнего благочестия». Больше всего их раздражало, что исправления шли не по древнерусским, а по греческим образцам. Это ставило под сомнение канон русских святых, бросало тень на старину, на школу Сергия Радонежского с ее акцентом на особый характер русского православия, отличного от византийского. С точки зрения исторических фактов был прав Аввакум. Не русские, а греки отступили от традиций первых христиан, от их обрядности.

Раскол принял форму крайнего противостояния, но дух православия не был поколеблен, экономическое положение церкви, наоборот, укрепилось. Строились новые монастыри, окрепли церковная иерархия и централизация церкви. Но русская церковь раскололась. За старообрядцами пошла третья часть верующих. Для борьбы с ними официальная церковь обратилась за помощью к государству, что стало шагом к подчинению ее светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр расправился с самостоятельностью церкви. Государство стало преследовать старообрядцев. Аввакума сначала сослали на десять лет в Сибирь, а в 1681 г. сожгли на костре с несколькими единомышленниками. Особенно активно реформе сопротивлялись соловецкие монахи. С 1668 по 1676 гг. они вели вооруженную борьбу с царскими стрельцами, которая закончилась взятием монастыря и сожжением наиболее активных вождей. Некоторые фанатики-старообрядцы сжигали себя сами, многие уходили в леса, в скиты.