Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКСКЛЮЗИВ,специально от студента!!! Конспект ле...doc
Скачиваний:
126
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.27 Mб
Скачать

Лекция 16. Ссср в период руководства н.С. Хрущева (середина 1950-х – середина 1960-х гг.)

План:

  1. Борьба за власть в высшем эшелоне после смерти И.В. Сталина. Либерализация политического режима

  2. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

  3. Реформы в промышленности и сельском хозяйстве, административные реформы

  4. Духовное развитие страны в период «оттепели»

  5. Отставка Н.С. Хрущева и смена политического курса

1. Борьба за власть в высшем эшелоне после смерти и.В. Сталина. Либерализация политического режима

К марту 1953 г. в высших эшелонах четко определялись два политических направления. В. Молотов, Л. Каганович, Н. Булганин, К. Ворошилов отстаивали курс на сохранение сталинской системы без изменений. Линии на реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режима придерживались Л. Берия, Г. Маленков, Н. Хрущев.

Управление страной сосредоточила в своих руках небольшая группа политиков: преемник И.В. Сталина на посту председателя Совета министров Г.М. Маленков, министр объединенного МВД (куда вошло и министерство госбезопасности) Л.П. Берия и секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. Внутри этого «триумвирата» сразу же началась борьба за лидерство.

В конечном счете, исход этой борьбы определялся тем, кого из претендентов на верховную власть поддержит партийно-государственная и военная номенклатура. Основу этого господствующего слоя советского общества составляли люди, занявшие руководящие посты после «великой чистки» 1930-х годов, а также в период Отечественной войны. За прошедшее время их положение заметно окрепло, они обрели немалый опыт и авторитет как непосредственные организаторы борьбы народа против фашистской агрессии. К тому же номенклатура успела обрасти взаимопроникающими связями, которые цементировали этот слой, поддерживали его внутреннюю устойчивость и солидарность. Секретари ЦК республиканских компартий, обкомов и крайкомов требовали большей самостоятельности в решении местных дел и, главное, личной безопасности. Расширения участия в реальном осуществлении власти и гарантий от возобновления репрессии в собственной среде жаждали и другие отряды номенклатуры. Ее стремление к реформированию тоталитарных структур питалось и событиями, которые развернулись сразу после смерти И.В.Сталина и грозили выйти из-под контроля (восстание в советских концлагерях, массовые антикоммунистические и антисоветские выступления в ГДР и Чехословакии, брожение в других странах «народной демократии»).

Вместе с тем номенклатура ясно осознавала предел в предстоящих реформах, дальше которого она не хотела, да и не могла идти: им надлежало подтолкнуть развитие производства (особенно в разоренном аграрном секторе экономики); снять явное перенапряжение и усталость общества от искусственно подстегиваемой «мобилизационной готовности» к отражению приисков все новых «внутренних и внешних врагов»; реорганизовать систему Гулага, становившуюся опасной, несколько улучшить жизнь народа.

С целью укрепления и сохранения влиятельной позиции в руководстве Л. Берия предложил ряд шагов по либерализации существовавшей системы. Он, так же как и Г. Маленков, выступил против культа личности Сталина. Вторым его шагом стали меры по смягчению репрессивной системы. По инициативе Берия было прекращено «дело врачей», принят указ об амнистии, которая касалась и политических заключенных. Предприняты меры по преодолению противоречий в сталинской национальной политике: возвращение к ленинской политике «коренизации» партийно-государственного аппарата, ставка на национальные кадры. В области реформирования системы управления Берия высказывал идею перераспределения полномочий от партийных органов к государственным. Л. Берия предлагал внести существенные изменения во внешнюю политику страны: выступал за объединение ГДР и ФРГ и создание нейтрального демократического германского государства.

Л. Берия, сосредоточивший в своих руках руководство министерствами внутренних дел и госбезопасности и имевший досье на всех руководителей, представлял опасность для политического руководства. Это объединило сторонников двух направлений. Заговор против Берия возглавил Н.С. Хрущев. В июне 1953 г. удалось устранить наиболее одиозную и опасную фигуру – Л.П. Берия был арестован по обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и расстрелян в декабре того же года.

Центр власти стал все явственнее перемещаться в Секретариат ЦК КПСС во главе с Хрущевым (первый секретарь с сентября 1953 г.). В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку с поста Председателя Совмина Г.М. Маленков. Последний акт верхушечной борьбы пришелся на лето 1957 г., когда из партийно-государственного руководства была выведена «антипартийная» (т.е. антихрущевская) группа политиков (Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, В.М. Молотов и др.).

Поддержанный номенклатурой новый советский лидер обладал недюжинным умом и большой хитростью, тонким знанием законов аппаратной борьбы. Он сумел довольно быстро подмять под себя верхние эшелоны партократии и получил простор для проявления собственной колоритной индивидуальности, этому способствовала и сталинская система управления, наверху которой должен был находиться мудрый вождь, а внизу – послушные исполнители.

В числе первых решений хрущевской администрации была реорганизация в апреле 1954 г. МГБ в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР, сопровождавшаяся значительной сменой кадров. Отданы под суд за фабрикацию фальшивых «дел» некоторые руководители карательных органов, введен прокурорский надзор за службой госбезопасности. В центре, в республи­ках и областях она была поставлена под бдительный контроль соответствую­щих партийных комитетов (ЦК, обком, крайком), иначе говоря – под контроль партократии.

Расширяются права Совминов союзных республик в управлении экономикой. В апреле 1956 г. правительство полностью отменило антирабочие законы предвоенной поры, частично смягченные в начале 1950-х годов. В 1956 – 1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов и восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар).

В сентябре 1953 г. Верховный Совет СССР специальным указом открыл возможность для пересмотра решений бывших коллегий ОГПУ, «троек» НКВД и упраздненного к тому времени «особого совещания» при НКВД-МГБ-МВД. К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек. После ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.), развенчавшего «культ личности Сталина», масштабы реабилитации резко увеличиваются и вскоре миллионы политзаключенных обрели долгожданную свободу.

Возвращение в общество огромной массы ни в чем не повинных людей поставило власть перед необходимостью объяснить причины трагедии, постигшей страну и народ. Такая попытка была сделана в докладе Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ХХ съезда, а также в принятом 30 июня 1956 г. специальном постановлении ЦК КПСС. Все, однако, сводилось к «деформации» социализма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И.В. Сталина, выдвигалась единственная задача – «восстановление ленинских норм» в деятельности партии и государства. Это объяснение было, безусловно, крайне ограниченным. Оно старательно обходило социальные корни явления, определенного как «культ личности», его органическую связь с тоталитарно-бюрократической природой общественной системы, созданной коммунистами.

И все же сам факт публичного осуждения, творившихся в стране десятилетиями беззаконий и прямых преступлений высших должностных лиц произвел исключительное по своей силе впечатление, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании.