Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКСКЛЮЗИВ,специально от студента!!! Конспект ле...doc
Скачиваний:
122
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.27 Mб
Скачать

2. Натиск Востока и Запада

«Неожиданный ураган» с Востока. На необъятных просторах Центральной Азии и Южной Сибири в X – XI вв. кочевали многочисленные племена монголов, из которых наиболее крупным и воинственным было племя татар. Поэтому граничившие с монголами тангуты, китайцы, чжуржэни (предки современных маньчжур) нередко называли татарами все монгольские племена.

В XII в. монгольские племена сумел объединить один из племенных вождей Кабул. В 1206 г. внук Кабула – Темучин на съезде монгольской знати (курултае) был провозглашен правителем всех монголов. Это год считается отправной точкой в формировании монгольской империи. Сделавшись великим ханом, Темучин, по примеру китайских императоров, принял другое имя – Чингисхан. Он организовал свое государство по военному образцу и приступил к завоеванию соседних государств и народов.

К началу 1220-х гг. монголы прошли большой путь из Центральной Азии до Средней Азии и Кавказа. На пути в Европу лежали земли Руси. Первое столкновение монголов и русичей произошло в мае 1223 г. неподалеку от Азовского моря, на реке Калке, в котором русско-половецкое войско в результате несогласованных действий между союзниками потерпело сокрушительное поражение.

На курултае 1235 г. был разработан план похода на Запад через Южную Русь, к реализации которого монголы приступили в конце 1237 г. под руководством внука Чингисхана – хана Батыя. Но в самом начале «западного похода» монголы отклонились от прямого пути в Европу на север (в Северо-Восточную Русь), так как в южнорусских степях монголы столкнулись с отчаянным сопротивлением другого отряда степняков – половцев, которых были вынуждены обойти севернее. К тому же монголам для движения на Запад необходимы были материальное подкрепление и безопасность своего правого фланга и тыла, что должен был обеспечить «русский поход» вглубь северо-восточной территории. Но при решении этой задачи они встретили героическое сопротивление князей и населения Северо-Восточной Руси, что автоматически повлекло чрезвычайно опустошительный характер похода монголов в северо-восточные русские земли. Первой удар монголов приняла Рязанская земля в декабре 1237 г. Зимой 1237 – 1238 гг. монголы опустошили и сожгли большинство городов Северо-Восточной Руси и разгромили ее основные силы. Весной 1238 г. перед завоевателями открылась дорога на Северо-Западную Русь. Однако приближение весенней распутицы и значительные людские потери заставили монголов, не дойдя до Великого Новгорода 100 верст, повернуть обратно на юг и, таким образом, сделав огромный крюк, по сути, возвратились на тот плацдарм, с которого начали в конце 1237 г. поход на Русь.

Лишь в 1239 г. план, разработанный на курултае в 1235 г., стал претворяться в действительность. В 1239 – 1240 гг. монголы, теперь уже никуда не сворачивая, прошли по южнорусским землям (в декабре 1240 г. пал Киев) и двинулись на покорение Западной Европы. Весной 1241 г. монгольские войска обрушились на Польшу, Венгрию, Чехию, а летом 1242 г. вышли к границам Северной Италии и Германии. Однако, не получая подкрепления и неся тяжелые потери в непривычной горной местности, обескровленные затянувшимся походом, завоеватели были вынуждены повернуть из центральной Европы назад, в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243г. Батый образовал на границе с Русью самый западный улус Монгольской империи – государство Золотая Орда, ставшее в 1260-е гг. самостоятельным государством.

Русско-ордынские отношения следует оценивать корректно. С одной стороны, в монгольскую эпоху был нанесен значительный урон производительным силам Руси. Были разорены две трети городов, причем в каждом пятом из них жизнь не возобновилась. Исчезли целые ремесленные профессии, например, стеклоделие – до XVII в., филигрань – на 150 лет, каменное строительство – на полвека. Разорялись села и деревни, и как результат произошло запустение пашен, сокращение посевных площадей, замедлился процесс формирования вотчинной земельной собственности. Русские земли были обложены колоссальной данью, труд, по крайней мере, восьми поколений русичей служил завоевателям. Происходила консервация государственных форм эксплуатации, связанная во многом с необходимостью изыскания средств для выплаты дани в Орду. Тяжесть дани усугублялась частыми требованиями присылки дополнительных крупных сумм. Тяжелым бременем были и повинности (ямская, подворная и др.). Сбор дани был отдан на откуп бесерменам – мусульманским купцам, которые вводили дополнительные произвольные поборы. Гибель и пленение населения отрицательно сказались на демографической ситуации. Негативными оказались для Руси и геополитические изменения. Русь окончательно потеряла свободный выход на Волгу, утратила в пользу Орды свои вассальные владения в Окско-Волжском междуречье, Среднем и Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе. Были нарушены традиционные торговые пути, сократилась внешняя торговля, Русь столкнулась с внешнеэкономической изоляцией. Не следует преуменьшать трагедию Руси и русского народа, но нет оснований и преувеличивать ее последствия.

Походы, даже самые разорительные и грабительские, не определяли магистральную линию в развитии русско-ордынских отношений. Монгольские набеги 1237 – 1480 гг. при кажущейся их плотности не охватывали всю территорию Руси ни географически, ни хронологически. Нашествие Батыя не повлекло за собой уничтожения древнерусского народа, как это произошло, например, с тангутами. Монголы отказались от прямого включения Руси в состав Золотой орды. Правовой кодекс монголов (Яса Чингисхана) на территории Руси не действовал. На Руси действовали собственные правовые нормы (Русская правда). Здесь сохранился национальный порядок княжеского владения. Монголы не создали на Руси своей династии, как это было, например, в завоеванной ими Персии. Управление продолжало находиться в руках древнерусских князей.

Зависимость русских княжеств выражалась в уплате податей («выхода») и в верховном сюзеренитете золотоордынского хана, утверждавшего русских князей на их столах особыми грамотами – ярлыками. Сохраняя власть в руках князей в княжествах, ханы ограничились контролем за их верностью и деятельностью, присылая для этих целей своих представителей – баскаков, так как кочевники с огромными табунами не могли жить ни в городах, ни в русских лесах, они возвращались в открытые степи. По доносам баскаков «провинившихся» князей вызывали в Орду или же посылали карательную рать. В конце XIII в. сбор дани был передан русским князьям, а затем были отозваны и баскаки.

Русь сохранила свою духовную основу – православие. Те из русских княжеств, что были в наибольшей зависимости от Орды, в первую очередь земли Северо-Восточной Руси, а также Новгород, признавший власть Орды, сохраняли за собой в течение долгого времени военную поддержку ордынских сил в борьбе с внешним врагом. Тем самым Орда обеспечивала, прежде всего, свои собственные внешнеполитические интересы. Но факт остается фактом: в борьбе против крестоносного натиска княжества Северо-Восточной Руси и Новгород опирались на поддержку Орды.

«Железный натиск» Запада. Еще в X веке начался знаменитый «Drang nach Osten» («натиск на восток»), в ходе которого сложился единый фронт римской курии и западноевропейских светских правителей, нацеленных на то, чтобы утвердиться на новых землях под предлогом насаждения «истинной веры», под которой объявлялась только вера римско-католическая. Рыцарско-католический «натиск» был обращен на восток прежде всего против балтских народов и славян.

В славянском мире тогда, если не считать южных славян, сложилось три группы племен, различавшихся между собой по степени общественного развития и расположенных на различных территориях. К первой группе относилась большая группа западнославянских племен – полабские славяне (лужицкие сербы, лютичи и ободриты), находившиеся на стадии разложения общинно-родового строя и еще не успевшие создать сильного государства. Вторую группу составляли племена, создавшие два сильных государства – Чехию и Польшу. Далее жили восточные славяне.

Агрессия немецкого рыцарства началась с линии наименьшего сопротивления, против полабских славян – язычников, они и территориально были ближе, а их разрозненные племена не были способны оказывать серьезного сопротивления. В X – XII веках полабские славяне были завоеваны огнем и мечом, одни из них подвергались истреблению, другие – онемечиванию. На новые, отвоеванные у славян земли, переселялись сотни тысяч и миллионы немцев.

Чехия и Польша смогли противостоять прямому завоеванию, поэтому здесь и способы «натиска» были другими – колонизация, обращение в католичество землевладельческой знати. В этих славянских странах немцы стали только мирными переселенцами, полезными для них специалистами, подчинялись их законам и довольно быстро ассимилировались. В итоге армии немецкого рыцарства стали обтекать Чехию и Польшу и направились в Прибалтику.

До середины XII века Прибалтика была землей окраинной по отношению к Руси, тихой и неизвестной. Здесь проживали отдельные балтские племена или племенные союзы (голядь, ятвяги, литва, ливы, земгалы, летгалы или латыши, эсты и др.), сохранявшие с первобытных времен этническое своеобразие. Эти племена находились в «умеренно-союзных» связях с населением Северо-Западной и Северо-Восточной Руси, т.е. жили они бок о бок, но в то же время фактически изолированно друг от друга, вплоть до конца XII века. Причем между Русью и Прибалтикой существовали только этнические, а не государственные границы, которые не нарушались обеими сторонами.

Однако во второй половине XII века положение в Прибалтике резко изменилось в связи с начавшимся немецким вторжением на территорию данников Руси. Первое появление чужеземцев из Германии в Восточной Прибалтике (Ливонии) произошло в 1158 г. Немцы захватили земли ливов и построили в 1201 г. крепость Ригу.

Именно в последней четверти XII – первой половине XIII вв. произошло создание на территории Прибалтики первых государственных образований, принадлежавших, однако, не местным народам, а исключительно немецко-скандинавским «пришельцам». В качестве одного из первых в Ливонии государств стал духовно-рыцарский Орден меченосцев, созданный в 1202 г. В 1236 г. меченосцы были полностью разгромлены объединенными силами земгалов и литовцев. В 1230 г. другой духовно-рыцарский орден – Тевтонский, созданный еще в конце XII в., начал кровавое покорение земель балтских племен пруссов, проживавших между устьями рек Вислы и Немана (Пруссия). Экспансия Тевтонского ордена в Пруссии усилилась после его слияния в 1237 г. с остатками разгромленного в Ливонии Ордена меченосцев. Отделение Тевтонского ордена в Ливонии получило название Ливонский орден. Тевтонцы к 1283 г. захватили Пруссию, и здесь образовалось государство Тевтонского ордена, которое на протяжении XIII века осуществило консолидацию и объединение территории в Прибалтике.

В результате в конце XII – XIII вв. была уничтожена независимость коренных народов Прибалтики – от пруссов до эстов. Прибалтика была целиком превращена в немецкую страну.

С завершением внутренней экспансии против коренных народов Прибалтики перед Тевтонским орденом встала задача расширения его территории первоначально за счет приграничных земель Руси.

В период 1220-х – 1250-х гг. в Северо-Западную Русь устремилась немецко-скандинавская агрессия. Она направлялась папами из Рима и являлась специально спланированным, скоординированным мероприятием по военно-политическому и военно-идеологическому порабощению Руси.

Начало немецко-скандинавской агрессии на Русь было положено союзницей Тевтонского ордена – Швецией – государством, возникшим почти на столетие позже Киевской Руси. 15 июля 1240 г. возглавляемое новгородским князем Александром Ярославичем войско русичей вместе с союзниками – карелами и ижорой – наголову разбили шведов при впадении Ижоры в Неву. Вскоре после поражения на Неве немецкие крестоносцы предприняли большой поход на Русь. Его центральным событием стало Ледовое побоище – победа русских ратей во главе с Александром Невским на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Международное значение этой победы заключалось в том, что впервые был положен конец грабительскому «натиску на Восток», который немецкие правители осуществляли в течение нескольких столетий. Была отражена попытка захвата части Северо-Западной Руси (освобождены Псков, Копорье), и в целом для Руси отступила угроза вторжения крестоносцев с севера и опасность разделить судьбу порабощенных Тевтонским орденом прибалтийских народов.

Негативными последствиями обернулось для Руси продвижение франко-итальянских крестоносцев к ее южным границам. В апреле 1204 г. ими был захвачен и разграблен Константинополь, и перед крестоносцами открылась прямая дорога на Русь. Однако в 1205 г. болгары в союзе с половцами остановили продвижение франко-итальянских крестоносцев. Реальная опасность отступила, но Русь оказалась в изоляции, ею овладело чувство одиночества. Русь с Византией входила в сообщество мировых цивилизаций, а с начала XIII в. (после захвата крестоносцами Константинополя) Византийская империя стала распадаться, византийская цивилизация в целом пошла под свой исторический уклон, и Русь перестала быть частью мировой системы, оказавшись один на один с католической Западной Европой.