Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пиаже - Развитие речи и мышления ребенка.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
5.54 Mб
Скачать

§ 7. Классификация вопросов Дэля, не облеченных в форму «почему»

Здесь еще менее, чем раньше, возможно классифицировать во­просы Дэля просто по тем предметам, на которые направляется любопытство ребенка. Действительно, один и тот же предмет, например физическое явление, может послужить поводом к вопросам, значительно отличающимся один от другого: «Когда это произошло?», «Как?», «Правда ли?», «Что это такое?» и т. д. Поэтому нам надо воспользоваться смешанной классификацией. Эта классификация частью совпадает с той, которую мы приняли для «почему», но, конечно, также и отличается от нее. Здесь вполне уместно вспомнить о том, что каждому «почему» может соответствовать вопрос в другой форме, выражающий тот же смысл, но что соответствие это неполное.

Первая группа образована из вопросов причинного объяснения. Эти слова взяты точно в том же смысле, что и ранее. Вот примеры: «Что заставляет его двигаться [говоря о шаре, катящемся на по­катой террасе]?»; «Что заставляет течь озеро?»; «Чтобы сде­лать резинки, нужен ли огонь?» Вероятно, надо к этой группе при­общить и следующий вопрос: «Для чего она [борзая] служит?», принимая во внимание большую связь, имеющуюся у ребенка меж­ду причинностью, связанной с целью, и причинным объяснением. Некоторые из этих вопросов точно соответствуют «почему», другие становятся на различные точки зрения, но всегда относящиеся к при­чинному, предпричинному объяснениям или объяснению по цели.

Вторая группа, тоже очень важная и появляющаяся позже предыдущей (по крайней мере в том, что касается вопросов места), состоит из, как мы их будем называть, «вопросов действительнос­ти и истории». Они относятся не к объяснению какого-либо фак­та или события, но к ним самим или к обстоятельствам места и времени их появления, независимо от объяснения; не «какова причина события X», а «произошло ли» либо «произойдет ли», или «когда произошло» либо «произойдет», или «где произошло со­бытие X» и т. д. Эта категория вопросов, очевидно, не соответст­вует «почему», так как последние относятся к причине или мо­тиву фактов и событий и никогда не просто к их истории или существованию. Примеры: «Находит ли она [рыба] пищу?»', «Бы­вает ли это когда-нибудь [люди режут детей]?»; «Через сколько времени Рождество?»; «В Швейцарии ли Шафгауз?» Как видно из изложенного, в такого рода вопросах возможно большое разнооб­разие объекта: история, время, место, самое существование; но ос­новная функция целого видна ясно. Вот критерий, которым следует

160

пользоваться для того, чтобы распознать, из этой ли категории дан­ный вопрос или нет: всякий раз, когда вопрос относится к предмету, факту или событию (исключая человека и человеческое действие) и ребенок не спрашивает ни о причине, ни о классе, ни о названии этого предмета, факта или события, вопрос принадлежит к настоя­щей категории.

Третья группа отличается по форме от двух предыдущих и, ве­роятно, составляет их общий источник — это вопросы о действиях личностей и о самих лицах, абстракции, сделанные от их имени и на основании общественных или школьных правил. Следователь­но, и это вопросы, относящиеся к человеческим действиям и на­мерениям. На первый взгляд кажется, что эту группу можно подраз­делить на две подгруппы: одну — содержащую вопросы о причине действий и соответствующую «почему» мотивировки, другую — со­держащую вопросы о самих действиях, независимо от их причины, и ^ соответствующую последней группе (вопросы действительности и |стории). Но на практике возможны всякие переходы между этими двумя точками зрения, и их нельзя резко разделить. В то же время полезно классифицировать все, что относится к человеческим дей-^виям, и таким образом отделить данные вопросы от вопросов предшествующей группы. Вот примеры: «Хотели бы вы быть здесь сегодня утром ? — Да. — Потому что плохая погода ?»; « Вы приде-— Может быть »; «Могу ли я съесть эту грушу?»; « Что вы боль-хотели бы иметь: некрасивое лицо или красивое лицо?» , что первый из вопросов совершенно аналогичен «почему» .мотивировки; остальные же удаляются от психологического объяс­нения и приближаются к вопросам факта; идеи причинности в них "НИ в какой степени не чувствуются. Тем не менее эта группа до­статочно однородна.

^ Четвертая группа соответствует некоторым «почему» обоснова­ния: это все вопросы, относящиеся к правилам и обычаям: «Как пи-Иаются [имя]?» и т. п.

ц* Можно также различать категорию вопросов о счете, но количес­тво их очень ограничено. Форма их, например, такова: «9 и 9, это $$дет сколько?»

^"-Наконец, существует целая группа вопросов классификации и фЦенки, которые относятся к предметам, классам, сравнениям и цен­ности предметов. Мы относим в эту группу вопросы, заключающие "•«ббе суждения о ценности, так как между классом («Большое ли это?») *»Ценкой («Красиво ли это?») есть много промежутков. Вот приме-^ «Это пчела?»; «Разве это горы?»; «Что это за шарик с едини-"внотах]?»; «Чтоэтотакое чашка?»; «Этокрасиво, не прав-

:• № 233

161

да ли?» и т. д. Данная группа вопросов, в свою очередь, вызывает целый ряд других вопросов о границах. Иногда, например, бывает трудно решить, отнести ли вопрос к настоящей группе или к вопро­сам действительности или истории, хотя в принципе критерий то­чен. Но и между правилами, относящимися к названию вещей, и классификацией есть также много переходов, которые иногда де­лают трудным отличие настоящей группы от предыдущей. Тем не менее в основных чертах эти группы вполне соответствуют разли­чаемым и существенным функциям понимания, и мы увидим в де­талях, что вполне возможно найти для каждой из них устойчивые критерии.