Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
11
Добавлен:
08.06.2016
Размер:
1.82 Mб
Скачать

Глава 6. Ответственность за нарушения норм валютного права 143

(ст. 169 ГК) возможно лишь в случае, если сделка была совер­шена одной или обеими сторонами с целью, заведомо против­ной основам правопорядка. Цель следует считать противной основам правопорядка, если достижение такой цели противо­речит положениям Конституции РФ1.

При этом судебная практика идет по следующему пути: признание недействительности части сделки, т. е. расчетов с нарушением норм валютного законодательства, не является ос­нованием для того, чтобы признать недействительной всю сделку2.

Судами при признании органами валютного контроля не­действительными сделок, осуществленных в нарушение Закона, применяются положения ст. 180 «Последствия недействитель­ности части сделки» ГК РФ. Указанная норма предусматривает, что недействительность части сделки не влечет недействитель­ности прочих ее частей, при условии, что сделка была бы со­вершена и без включения недействительной ее части.

С практической точки зрения интересна позиция судебных органов, нашедшая отражение в Обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением за­конодательства о валютном регулировании и валютном конт­роле:

на основании п. 1 ст. 14 утратившего силу Закона «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. до изме­нений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, за незаконную операцию с иностранной валютой налагалось взыскание в размере суммы валютной операции. Неясным оставался вопрос о том, как поступать в случае, если нарушитель получил в результате незаконной валютной опе­рации имущество в натуре: возможно ли в таких случаях взы­скание денежной суммы, переданной в оплату этого имущест­ва. Судебная практика разрешила этот вопрос, указав следую­щее.

1 Meyer I/ Yale Law Journal. 1953. No. 62. P. 867, 894.

2 См., например: Delaume // J. Dr. 1954. Sect. 81. P. 332, 339; Gold,Fund Agreement. P. 61—62, 149—151.

3 BGH. 1970. No. 101. S. 329, 331.

1 См.: Комментарий А. М. Эрделевского к Федеральному закону«О валютном регулировании и валютном контроле» (подготовлен дляпубликации «КонсультантПлюс»).

2 См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 19 октяб­ря 1999 г. № 1663/99.

144

Раздел III. Особенная часть валютного права

Взыскание налагается на конкретного нарушителя незави­симо от связи его действий с гражданско-правовой сделкой и не может во всех случаях рассматриваться как последствие, установленное для сделки в целом. Данная мера ответственно­сти не преследует цели восстановить имущественное положе­ние нарушителя, а является санкцией за противоправное пове­дение. Нарушение происходит в момент совершения валютной операции, в связи с чем размер налагаемой за нарушителя от­ветственности не должен зависеть от наличия, характера или состояния имущества, полученного в результате нарушения, на дату выявления последнего контролирующими органами. Поскольку указанные в Законе санкции определяются как суммы, это свидетельствует о применении санкций в денеж­ной форме.

Следовательно, исходя из содержания Закона «полученное» означает размер взыскания, который совпадает с суммой ва­лютной операции, проведенной с нарушением валютного зако­нодательства. Аналогичным образом суды поступали в случаях, когда расчеты между резидентами в иностранной валюте про­изводились за: 1) недвижимость; 2) акции либо доли (вклады) в уставном (складочном) капитале; 3) оборудование, которое на момент проверки имелось в натуре, но не в том виде и со­стоянии, в каком было получено; 4) любое иное имущество, причитавшееся, но не предоставленное нарушителю после предварительной оплаты. Вопрос о применении ответственно­сти к получателю платежа при рассмотрении указанных дел не затрагивался.

Наиболее сложная и обширная сфера ответственности за ва­лютные правонарушения лежит, безусловно, в рамках админи­стративных процедур. Рассмотрим ее подробнее.

Как отмечено в Общей части учебника, статьи Закона носят зачастую бланкетный характер, т. е. предусматривают принятие ЦБ РФ или Правительством РФ соответствующих детализи­рующих подзаконных нормативных актов и определение имен­но ими порядка осуществления операций, использования ино­странной валюты резидентами и нерезидентами, ввоза-вывоза, а также пересылки валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, порядка открытия резидентами счетов в иностран­ной валюте и нерезидентами счетов в валюте РФ, порядка со-