Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700532.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
38.09 Mб
Скачать

Кендзо Танге

ФУНКЦИЯ, СТРУКТУРА И СИМВОЛ120

1968

Возвращаясь к моим старым позициям в вопросах архи­тектуры и урбанизма, могу сказать, что сначала я пытался решить эти вопросы на основе чисто функциональной, однако вскоре у меня появилось стремление перешагнуть через границы этой концепции. Уже при разработке плана Хиро­симы в своем стремлении представить внешний облик и ре­шить внутренние задачи города я подходил к этому с раз­личных точек зрения и считал, что здесь необходимо объеди­нить пространство путем отражения во внешнем облике со­циального содержания города. Чтобы зрительно ощутить функциональную систему, чтобы понять характер связи меж­ду функцией и пространством, недостаточно обеспечить вы­полнение функций, необходимо увязать функциональное ре­шение с окружающим пространством.

Стремление достичь полного соответствия между функ­цией и окружающей средой и материально выразить это в системе города было главной чертой функционального мето­да решения градостроительной проблемы.

Назовем это положение "функциональное единство" и признаем, что оно является одним из главных элементов, обя­зательных при создании системы города.

Внутри этого функционального единства мы увидим, что пространство и форма дают исключительные возможности для выражения функциональных особенностей.

Однако если в решении выражена только формальная сторона, архитектор вводит в композицию чисто символиче­ские формы.

Мы сознательно использовали до некоторой степени этот способ для крытого Национального стадиона и собора Санта-Мария в Токио. Мы применили пространственную систему, ко­торую назвали "Свайной" (pilotis121), решили вопросы рацио­нального использования общественного пространства, созда­ли таким путем функциональное единство, в котором функ­циональные элементы города связаны с другими элементами композиции городского организма.

Если мы продолжим наши исследования дальше, мы столк­немся с проблемами, которые функциональный метод не по­зволит разрешить.

Мы обнаружим, что помимо требований "функционализ­ма" существует также необходимость организации пространства. Таким образом, мы убеждаемся в том, что понятие "структуры" содержит в себе основные темы, относящиеся к области урбанизма.

Пространство как среда для коммуникаций

Если мы себя спросим, что такое структура пространства, мы сможем ответить, что это коммуникация.

Если принять положение, что коммуникациями мы называ­ем активное передвижение людей и предметов, можно гово­рить и о зрительных коммуникациях в тех случаях, когда ни­что активно не движется.

Придание черт активности и подвижности путем введения коммуникаций в пространство отвечает нашему стремлению создать пространства архитектурные и урбанистические.

До сих пор мы рассматривали с точки зрения отвлечен­ных представлений понятие "пространство" как любое место, в котором живут и работают; мы не можем противопоставить этому пространство, обладающее лишь похожей статической средой.

Определяющим фактором должно быть движение, поток людей и предметов, так же как и передвижения зритель­ные, визуальные.

Если мы пойдем дальше, мы обнаружим случаи простран­ства, созданного на поверхности с коммуникациями в симво­лической форме, где мы придаем пространству форму по­средством предметов, представленных символически.

Пути сообщений во всем их многообразии могут служить основой, которая позволяет нам образовывать внутренние пространства городов и крупных городских комплексов.

Мы уверены, что необходимо существенно пересмотреть наши взгляды на пространство как на поверхность для ком­муникаций122.

В наших предложениях для международных конкурсов Всемирной организации по здоровью и в нашем проекте Го­родской ратуши в Курасики мы строили ансамбль посред­ством создания пространств с визуальными коммуникация­ми, другими словами, пространств, размещенных в центре.

Жилая единица, которую некоторые студенты Массачусетского технологического института пытались создать, и жилые ансамбли над морем в нашем генеральном плане Токио 1960 г. являются примерами того же рода.