Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700200.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.22 Mб
Скачать

1.3.8. Электронные средства массовой информации

Радио. Во всем мире, а особенно в странах с низким уровнем грамотности или распространения газет, радио является наиболее важной формой массовой коммуникации и главным источником новостей и информации. В ряде стран радио действует на основании тех же законов, которым подчиняется пресса, но они дополняются серией специальных правил и инструкций, которые имеют целью определить задачи радио и регулировать его программы. Такие правила и инструкции меняются от одной политической системы к другой и исходят либо от независимых органов, либо от государства как такового.

Каждая радиостанция должна получить лицензию, а также определенную частоту, которую государство отводит ей на основе международного соглашения. Часто лицензия включает определенные условия и может быть отозвана.

Почти во всех странах цензурные органы запрещают затрагивать на радио определенные темы. В Северной Корее большинство жилых и служебных помещений оснащены не радиоприемниками, а радиоточками, подключенными к национальной и местной сетям. Установлены ограничители, препятствующие приему вещания из-за рубежа.

Часто власти используют радиопомехи, чтобы заглушить внутренние радиостанции, транслирующие оппозиционные взгляды, или зарубежное вещание, которое, с их точки зрения, ведет враждебную пропаганду. Необходимость контролировать пропаганду и защищаться от нее часто привлекается в качестве аргумента для оправдания практики радиопомех; однако эта практика направлена скорее на то, чтобы заглушить и подавить тягу к плюрализму идей и мнений внутри страны. Радиопомехи могут принимать форму постоянного блокирования соответствующей частоты либо спорадического прерывания программ музыкальными или иными записями. Прекращение Советским Союзом глушения зарубежных передач явилось признанием того факта, что глушение, связанное с большими затратами, не в состоянии воспрепятствовать миллионам слушателей принимать иностранное радиовещание.

Телевидение. В странах, где существует телевидение, оно является наиболее популярным и влиятельным средством массовой информации; в то же время здесь труднее всего отследить цензурную практику. Быстро сменяющие друг друга программы и образы, дорогостоящая записывающая техника, недоступные постороннему глазу процессы изготовления и редактирования программ, затрудненность доступа к оригиналам записей — все это в совокупности превращает общественный контроль в непосильную задачу. Эпизоды можно легко вырезать или заменить, а программы подвергнуть цензуре или выбросить без ведома общественности. Телевидение, если даже оно не находится под явным государственным контролем (как это имеет место в большинстве стран), действует на основании служебных кодексов, исходящих от правительства или независимых регулирующих органов, в компетенцию которых входит издание инструкций для организаций, осуществляющих вещание. Во многих странах такие инструкции являются очень жесткими и подлежат неукоснительному выполнению, в других, как правило, не принимаются во внимание. Тот факт, что во многих развивающихся странах приватизация радио намного опережает приватизацию телевидения, является молчаливым признанием значения телевидения как главного механизма правительственного контроля. Оппозиционные партии часто не получают эфирного времени вообще или в объеме, необходимом для достаточно полного изложения своих взглядов. Это особенно заметно во время предвыборных кампаний.

Быстрое развитие многонациональных и многоязычных каналов, передаваемых через спутники, делает возможным прием иностранного телевидения на дому по кабельному телевидению или с помощью специальных антенн. С приходом спутникового телевидения появляется возможность более широкого выбора в плане культурного содержания телевизионных программ. С другой стороны, продажа и использование спутниковых антенн может быть предметом государственной монополии или требовать разрешения со стороны государства.

Спутниковое вещание — возможный источник конфликта между нормами внутреннего права, регулирующими телевещание (например, о непристойности), и мультинациональными компаниями, эксплуатирующими коммерческие каналы для завоевания мировых потребительских рынков. Конфликт может возникнуть, например, по поводу рекламы алкоголя, табака, огнестрельного оружия и медикаментов через спутниковые каналы в странах, где такую рекламу запрещено передавать по телевидению в соответствии с внутренним законодательством.

Компьютеры. Компьютеры, от самых простых до наиболее сложных моделей, могут хранить, анализировать, кодировать и декодировать информацию в таком объеме, что это все больше превращает их в самый мощный и одновременно самый уязвимый инструмент, с помощью которого может осуществляться сбор и распространение информации. Компьютеры могут быть связаны между собой телефонной связью или другими общедоступными каналами, и может происходить обмен информацией или результатами ее обработки. Развитие компьютерной технологии и общий доступ к компьютерам ограничиваются главным образом индустриальными странами, поскольку развивающиеся страны не в состоянии нести связанные с этим высокие расходы. Внутренние и международные правовые принципы, касающиеся использования компьютеров, такие как право на коммуникацию, право на неприкосновенность частной сферы, авторское право на неопубликованные работы, все еще остаются на самом низком уровне развития, поскольку их разработка не поспевает за темпами развития тонких технологий. Владение компьютерным оборудованием нередко является предметом ограничений и  подпадает под действие законов о лицензировании, однако лишь немногие из законов о цензуре содержат прямое упоминание о распространении информации через компьютерную сеть.

Базы данных. Базы данных и другие хранилища компьютеризованной информации позволяют обрабатывать огромные массивы данных и обеспечивают к ним широкий доступ. Благодаря технологическому прогрессу, из таких банков данных можно извлекать информацию по самым разным темам поиска. Эти потенциально безграничные возможности получения и компиляции данных вызывают тревогу за сохранение в необходимых случаях конфиденциальности тех или иных сведений. В целях охраны неприкосновенности личной жизни, а также под воздействием коммерческих и политических интересов, в отдельных странах уже введены или предложены ограничения на пользование базами данных. Так, к некоторым базам данных в США запрещен доступ из-за границы. Есть ограничения на доступ к определенным категориям американских баз данных со стороны западноевропейских (например, западногерманских) пользователей, чтобы исключить неразрешенное использование этих данных третьими странами. В 1986г. в США была введена новая категория информации, подлежащей защите — “потенциально конфиденциальные сведения”. Речь идет о несекретных и неконфиденциальных данных, которые посредством сопоставления и компиляции могут превратиться в “конфиденциальную” информацию. Есть опасность чрезмерных ограничений на доступ к научной информации.

Передача информации через границы. В Статье 19 Всеобщей декларации прав человека специально провозглашается право каждого “распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”. В эпоху электронных технологий и спутников государственные границы уже не являются препятствием для информационных потоков. Юридические механизмы обеспечения свободы неприкосновенности личной жизни, авторского права и интеллектуальной собственности явно не поспевают за быстрым развитием информационных технологий. Сейчас происходит переоценка соотношения между свободой информации и правом государства контролировать распространение информации. Передача информации через границы и специальные технологии этой передачи высветили диспропорцию между “информационно богатыми” и “информационно бедными” странами. Страны, где нет законодательного регулирования “трансграничного потока данных”, называются “свободными для притока данных”, в то время как в странах, где осуществляется такое регулирование, приток информации извне может ограничиваться. С другой стороны, опасность бесконтрольного использования данных зарубежными пользователями побудила ряд стран ввести широкие ограничительно-контрольные меры по отношению к передаче информации за границу, мотивируемые соображениями экономической и государственной безопасности. В США идет подготовка правил, ограничивающих использование фотоснимков, сделанных со спутников, в средствах массовой информации. Европейское сообщество проводит исследование проблем, связанных с ограничениями на доступ к информации, особенно в том виде как они осуществляются в США. Некоторые страны, в особенности африканские, испытывают немалые финансовые и политические трудности в связи с разработкой и применением таких технологий.

Спутниковая связь. Использование спутников позволяет передавать информацию на большие расстояния и на обширные территории. С помощью спутников могут передаваться телефонные и телексные сообщения, радио- и телепередачи, а также самые различные виды специальной информации, например, прогнозы погоды или финансово-экономическая информация, обмен которой часто идет между компьютерными базами данных. В целом широкое развитие спутниковой связи позволяет передавать на расстояние человеческие голоса, цифровые данные, тексты и образы независимо от государственных границ.

Со времени появления спутников связи в 1960-х годах возникли новые проблемы, связанные с собственностью на спутники и их использование. Вот главные из этих проблем:

- из-за высокой стоимости спутниковых технологий сложилась фактическая монополия нескольких богатых стран на использование спутников;

- лишь ограниченное число спутников может запускаться на геостационарную орбиту для передачи телесигнала на определенные территории;

- в международном праве нет норм, гарантирующих каждой стране возможность пользоваться хотя бы одной такой орбитой;

- спутники не знают государственных границ, так что любая страна имеет возможность принимать информацию, вещаемую на соседнюю страну;

- спутники могут использоваться для сбора секретных разведывательных данных, например, путем фотографирования или прослушивания телефонных переговоров;

- необходимы общие технические стандарты, обеспечивающие беспрепятственный обмен информацией между различными каналами спутниковой связи. Сейчас планируется создание Объединенной сети цифровой связи (Integrated Services Digital Network; ISDN), которая могла бы передавать сообщения по всем видам дистанционной связи.

В числе организаций, занимающихся проблемами спутниковой связи в глобальном масштабе, следует назвать Административную конференцию радиосвязи (World Administrative Radio Conference; WARC) и Международный союз электросвязи (International Telecommunications Union; ITU).

Выражение идей в художественной форме.

В Статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантируется право на свободное выражение своего мнения “посредством художественных форм выражения” или иными способами по своему выбору. Это положение Пакта отражает то обстоятельство, что искусство всегда было классическим объектом цензуры. Международные организации, такие как Международный комитет ПЕН-клуба “Писатели в тюрьме” (International PEN Writers in Prison Committee) и журнал Index in Censorship, публикующие произведения подвергаемых цензуре авторов, заняты защитой международно признанного права на выражение мнений в художественной форме. Поэтому можно сказать, что защитники свободы выражения мнений вообще уже давно придают особое значение праву на художественное самовыражение.

Цензура произведений искусства обычно основывается на порочных либо попросту примитивных предположениях относительно сущности и смысла искусства. Идеи, выражаемые в художественной форме, и способы их воплощения вызывают нередко значительное взаимное недоверие между государственными властями и сообществом художников. Произведения искусства часто бывают многозначными, что ведет к их превратному пониманию цензорами.

При этом нельзя отрицать, что некоторые произведения искусства в самом деле создаются с осознанным намерением бросить вызов властям или установившимся в обществе нравственным принципам. Разграничение между выражением политических идей и художественным самовыражением может на практике быть весьма условным; так, стихи и песни протеста уже стали самостоятельным жанром, а некоторые произведения авангардного искусства специально предназначены для того, чтобы вызвать шок или отвращение. Но даже если речь идет об авторе и исполнителе песен протеста, цензоры часто толкуют творчество художника по своему усмотрению, отвлекаясь от заявленных им самим намерений. Вот почему даже спустя много лет после смерти автора его произведения по-прежнему подвергаются цензуре, а критики продолжают спорить о смысле, который он вкладывал в свое творчество. Чаще же цензура осуществляется в зависимости от предполагаемой либо действительной реакции общества на данное произведение искусства и от его возможной социальной функции.

Подобно дурным критикам, цензоры бесцеремонно пренебрегают всеми художественными условностями и судят только об отдельных элементах произведения искусства, грубо вычленяя их из насыщенного ассоциациями контекста. Как правило, легче всего цензурировать слабые произведения, так как по отношению к ним цензор не может особо сильно ошибиться, когда выделяет из контекста “основную идею”. О каком виде искусства ни шла бы речь — о живописи, музыке или литературе — цензура не учитывает специфику его художественной формы.

Самым страшным в цензуре является не только то, что она налагает запрет на те или иные произведения искусства сами по себе, но и то, что она позволяет бюрократически объявлять противозаконным творческое воображение. Это делает уязвимой свободу воображения, которая составляет основу свободы вообще. Однако, как это ни парадоксально, цензура может создавать условия, при которых искусство хотя бы воспринимается всерьез. Подвергнутая цензурному запрету книга может как раз вследствие этого запрета (если он не носит всеобъемлющего характера) собрать больше читателей, чем предполагал автор. Во многих культурах художники, особенно писатели и поэты, по праву выступают от лица всего общества — в основном потому, что они делают это сильно, точно и выразительно. И все же искусство может менять общество лишь в ограниченных пределах. По словам английского поэта Джоффри Халла, “поэты не являются законодателями, разве только если они занимают государственные должности”.

Театр. Во многих странах публичные представления подлежат предварительной цензуре. В Индонезии для постановки пьесы или для публичного чтения стихов или рассказов необходимо получить разрешение от местной полиции. Маленькие экспериментальные театры в этой стране, ставящие спорные пьесы, могут выступать только в частных домах перед небольшим числом зрителей. В Египте цензор обязан следить за театральными постановками и не допускать, чтобы актеры отклонялись от текста пьесы. В таких странах как Кения, где существует мощная традиция устного творчества, приняты строгие меры против постановки пьес, снискавших широкую популярность. Израильский Совет по контролю над кино и театром осуществляет надзор за всеми фильмами и пьесами.

Запрет на пьесу может повлечь за собой запрет на все произведения ее автора. Это произошло, например, с конголезским драматургом Гаем Менга, творчество которого до сих пор запрещено, хотя запрет на одну из его пьес уже снят. Иногда проводится различие между представлением пьесы в театре и ее телевизионной версией. Так, в Южной Африке одна из пьес Атола Фугарда могла ставиться на сцене, однако ее телевизионные инсценировки разрешены не были.

Театральные деятели могут столкнуться с перспективой изгнания из страны. В ноябре 1987 г. чилийская праворадикальная организация пригрозила смертью семидесяти восьми актерам, актрисам, драматургам и театральным режиссерам, назвав их “агентами международного марксизма” и потребовав, чтобы они выехали из страны в течение тридцати дней. Театральные деятели объявили, что не собираются покидать Чили и потребовали, чтобы государство приняло меры для их защиты.

Одним из последствий цензуры по отношению к искусству может стать “утечка мозгов” в области культуры.

Стихи и романы. Поэтические произведения подвергаются цензуре, если считается, что они несут идеи, направленные против политики государства либо против общественных норм нравственности и вкуса. Неоднозначность (метафоричность), составляющая один из источников силы поэтического языка, нередко вызывает недовольство у цензоров, подозревающих, что в стихах содержатся “скрытые”, “сбивающие с толку”, а значит и опасные мысли. В Югославии один сборник стихов был изъят из продажи на том основании, что его содержание “может толковаться различными способами и... вызывать у читателей идеологическое замешательство”. В Пакистане переводы любовной лирики английских поэтов Роберта Броунинга и Дэвида Г. Лоуренса отнесены к разряду произведений, оскорбляющих исламскую мораль. В Иране после чистки среди людей искусства, не сочувствующих нынешнему режиму, была казнена двадцатитрехлетняя поэтесса Сорайя Монтаза, признанная виновной в “пропаганде сексуальной свободы”.

Романы также подвергаются цензуре по соображениям нравственности или же из-за того, что дают нежелательные художественные версии историко-политических событий.

Изобразительное искусство. Художественные изображения, от эскизов и рисунков до картин и скульптур, подвергаются цензуре или тематическим ограничениям посредством прямого вмешательства властей, а в отдельных странах также и на основе сотрудничества между властями и организациями художников. Предварительная цензура посредством организационного контроля над искусством позволяет избежать некоторых трудностей открытой цензуры — например, отпадает необходимость удалять из выставочных залов громоздкие картины. А такая необходимость иногда возникает. Так, турецкие власти однажды сняли с выставки полотна польского художника Яна Дубковского после того, как президент Турции Эврен расценил одну из его картин как непристойную. В Пакистане редактор газеты Frontier Post подвергся уголовному преследованию за то, что опубликовал снимок с картины художника эпохи Возрождения Лукаса Кранаха, изображающей Адама и Еву — с точки зрения мусульманской религии эта картина представляется кощунственной.

Музыка. На первый взгляд может показаться, что к музыке цензура не имеет никакого отношения. На практике дело обстоит совсем иначе. В некоторых странах власти придают музыке как средству распространения идей такое большое значение, что вводят специальные законы, регулирующие исполнение музыкальных произведений и распространение записей. В Заире нормы музыкальной цензуры содержатся в уголовном кодексе. Комиссия по цензуре должна следить за тем, чтобы в песнях не было ничего “провоцирующего расовую или племенную ненависть, а также содержащего оскорбления, выражения сильной неприязни, клеветнические или дискредитирующие заявления”. Объектами цензуры всегда были рок-музыка и рок-музыканты.