Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бетанов Экономика.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
3.09 Mб
Скачать
  1. Особенности современного мирового финансово-экономического кризиса

Сущность современного финансово-экономического кризиса заключается, скорее всего, в кризисе всей системы современного мироустройства. Многие экономисты, в том числе и российские, считают, что глубина кризиса недооценивается, что связано с игнорированием его фундаментальной причины исчерпанности модели глобального развития. Это кризис модели мироустройства и образа жизни, с помощью управленческих решений их невозможно перестроить.

Российский кризис 1998 г., вошедший в историю под названием «дефолт» был следствием конкретных управленческих ошибок. За дефолтом последовало сокращение экспорта российских товаров. С 2001 г. экспорт машиностроительной продукции сократился с 8,7% до 4%, химической промышленности с 6,7% до 5%, легкой промышленности с 0,9% до 0,2%.

Не исключено, что современный кризис также вызван управленческими ошибками, например, американской ФРС или структурами ипотечных агентств. В таком случае ошибки можно исправить накачиванием экономики деньгами. При такой оценке кризиса действия правительств многих стран можно расценивать как адекватные и правильные.

Современному кризису соответствует модель экономики, сложившаяся в результате отмены (в 1976 г., Ямайка) золотого стандарта, в результате которого в США проводилась массированная эмиссия денег, распространившихся затем по всему миру. Это стимулировало высокий и постоянно растущий спрос. Невиданное ранее развитие получил наукоемкий сектор экономики, основная часть которого без гигантской финансовой подпитки не могла существовать. Многие эксперты считают, что нынешний кризис является кризисом постиндустриальной модели, вызван в первую очередь американской пустой эмиссией.

На первом этапе в 2008 г. инфляция в странах с развитой рыночной экономикой составила 1–3%, в развивающихся странах 5–9%, в России она выросла до 13,3%.

На форуме в Давосе в январе 2009 г. были высказаны мнения, что в остром кризисе находится неолиберальная модель экономики. Ей сопутствовало представление, что глобализация и мировая экономическая интеграция создают основу непрерывного роста экономического благосостояния. На практике это способствовало распространению американского экономического кризиса на весь мир. Именно глобализация стала переносчиком вируса, который сначала поразил экономику США.

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц и нью-йоркский профессор Н. Рубини предупреждали о грозящих экономических опасностях. Но мировая финансово-экономическая элита от этих предупреждений отмахивалась, поскольку они мешали делать большие деньги. Нынешний кризис стал возмездием за некритичное мышление, безответственность. Только с началом кризиса мировая капиталистическая элита осознала, что неолиберальная система дала магистральный сбой. Но выдвинуть альтернативную идеологию она пока неспособна и не заинтересована в этом.

Кроме того, это еще и кризис перепроизводства. Еще в XIX в. в экономической теории был открыт принцип опережающего роста предложения. Поскольку в каждом цикле воспроизводства лишь часть прибавочной стоимости уходит на создание спроса (зарплата), а остальная часть (прибыль) идет в инвестиции, т. е. на создание предложения, а с себестоимостью (сырье и материалы) картина та же. Отсюда закономерность: темпы роста предложения всегда будут опережать темпы роста спроса.

Замедление темпов экономического роста развитых стран на рубеже двух тысячелетий предопределило высвобождение огромных объемов капитала из сферы реальной экономики и их преимущественное использование на фондовом рынке, а впоследствии на рынке недвижимости. Согласно оценкам экспертов Института экономики Российской академии наук (РАН), в реальном секторе экономики находится не более 2–3 % финансовых ресурсов. Между тем 97 % ликвидности обслуживают лишь финансовый сектор, т.е. ничего не производят. Противоречия всеобщей формулы капитала – «капитал не может возникнуть из обращения и столь же не может возникнуть без посредства обращения» –накапливались, и раньше или позже они должны были «взорваться», что и произошло.

Принято считать, что толчком к кризису послужил крах ипотечной системы США. Причиной тому была необеспеченность большей части выданных кредитов. При выдаче кредита не учитывались возможности собственных средств собственников жилья. Массовое строительство – предложение – превысило спрос, что повлекло падение цен на жилье. Вернуть кредит строительным компаниям, инвесторам стало невозможно. В результате возник кризис неплатежей.

За несколько лет, начиная с 2005 г., огромное количество банков, фондов, компаний-кредиторов обанкротились или понесли колоссальные убытки и прекратили выдавать нестандартные кредиты, так как у них оказались долги по невыплаченным кредитам. Акции компаний подешевели наполовину. В 2007 г. за счет роста невозвратов рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги, что привело к кризису глобальной финансовой системы, который, по мнению С.Ю. Глазьева имеет три составляющие:

– во-первых, саморазрушение «пирамиды» долговых обязательств США;

– во-вторых, «виртуализация» финансовых операций, провоцирующая дальнейший отрыв финансового рынка от реального сектора экономики;

– в третьих, процесс обесценения финансового капитала в условиях структурного кризиса экономик ведущих стран, связанного с исчерпанием возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада.

Таким образом, ключевая причина кризиса не столько в нехватке ликвидности и кризисе долгов, сколько в отсутствии источника экономического роста, в частности США. Даже оздоровление финансовой сферы «цитадели капитализма» не смягчит кризис перепроизводства продукции глобальных монополий и не обеспечит создания экономических двигателей, альтернативных разрушенным. Отсюда следует: выход мировой экономики из сегодняшнего кризиса будет в любом случае сопряжен с ее втягиванием в длительную полосу тяжелой депрессии.

Особенности кризиса в России. Глобальный кризис некоторое время не оказывал сколько-нибудь серьезного влияния на экономику России. По оценке Всемирного банка это было связано с хорошими макроэкономическими условиями – высокими ценами на энергоносители, взвешенной бюджетной политикой и отсутствия влияния на РФ кризиса ипотечного кредитования в США. Затем в результате снижения производственной активности ведущими странами мира потребление энергоносителей резко упало, соответственно изменилась и экономика России. Она столкнулась с «одновременным тройным потрясением»:

– во-первых, резко – с $144 за баррель – упали цены на нефть (а снижение цены на $1 уменьшает годовой доход от экспорта на $1,6 млрд и поступления в бюджет на $1,1 млрд соответственно);

– во-вторых, в середине 2008 г. начался резкий отток капитала из России. По официальным данным, он составил $129,9 млрд, в 2009 г. – $90–100 млрд, не компенсировался обратным притоком. Общий отток валютных ресурсов в 2009 г. – экспортных и иностранных прямых инвестиций составил от $300 до $400 млрд. В первом квартале 2011 г. отток отечественного капитала составил $32 млрд. (В.В. Путин);

– в-третьих, резко ужесточились условия заимствований для российских бизнесменов. Повышение стоимости кредитов привело к снижению потребительского спроса.

Экономисты Всемирного банка (ВБ) отмечают, что если бы к началу кризиса (2008 г.) у России не было значительного профицита бюджета и огромного объема ресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, то последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее, чем сейчас.

Национальные особенности российского кризиса состоят в сочетании следующих компонентов: в мире резко упал спрос на сырьевые экспортные товары, с одной стороны, а с другой – многие российские компании сильно перекредитовались на мировых финансовых рынках (их консолидированный долг в конце 2009 г. составлял около $500 млрд). Таким образом, кредитно-финансовая зависимость наложилась на экспортно-сырьевую.

Принципиально важное отличие нынешнего российского кризиса от кризиса 1998 г. заключается в том, что она уверенно прогнозируется по глубине и продолжительности. Если предыдущий кризис можно было сравнить с одним мощным ударом (через месяц после дефолта августа 1998 г. обозначилось восстановление экономики), то сегодня скорее началось «затяжное удушение». Теперь уже стало совершенно очевидным, что кризис будет затяжным, и расходовать резервы следует более экономно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]