Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Toni_Kliff.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
1.92 Mб
Скачать

Применимость закона стоимости к капиталистической монополии

В «Капитале» Маркс принимает за норму капитализма систему абсолютно свободной конкуренции. Единственным марксистским экономистом, подробно разобравшим закон стоимости в его отношении к монополистическому капитализму, был Рудольф Гильфердинг. В своей книге «Финансовый капитал» он указывает, что из марксовой теории стоимости невозможно вывести какой-либо общий закон, объясняющий количественное воздействие монополии на меновые отношения между различными товарами.

Он пишет: «Неопределим и неизмерим при господстве монопольных цен —спрос. Нельзя наперед установить, как он будет реагировать на повышение цены. Конечно, эмпирически нетрудно установить монопольную цену; но ее уровень не поддастся объективно-теоретическому анализу… Классик-экономист (к числу классических экономистов Гильфердинг относит и Маркса. — Т. К.) видит в цене форму проявления анархического общественного производства и устанавливает зависимость ее уровня от общественной производительности труда. Но объективный закон цен прокладывает себе путь лишь через посредство конкуренции. Значит, если монополистические объединения уничтожают конкуренцию, то они уничтожают единственное средство, при помощи которого может найти осуществление объективный закон цен. Цена—уже не объективно определенная величина: цена — просто числовая величина, устанавливаемая волей и сознанием человека. Вместо результата перед нами выступает предпосылка, вместо объективного — субъективное, вместо необходимого, не зависящего от воли и сознания заинтересованных лиц, — произвольное и случайное. Кажется, как будто монополистическое объединение, являясь осуществлением теории Маркса о концентрации, является в то же время уничтожением его теории стоимости» (22).

В равной мере невозможно определить, какое количество различных товаров будет произведено и как совокупное рабочее время общества будет распределено между различными отраслями хозяйства. В отношении вышеуказанных факторов можно, однако, установить их тенденции в условиях монополий по сравнению с тенденциями, проявляемыми в условиях свободной конкуренции. В условиях равновесия меновая стоимость товаров, производимых монополиями, будет увеличиваться по сравнению со стоимостью прочих товаров, они будут производиться в меньшем количестве, чем немонополистические товары, а следовательно, часть совокупного рабочего времени, поглощаемая монополизированной отраслью промышленности, будет меньше. Можно утверждать, что в условиях монополий меновые отношения между товарами, количество производимых товаров и распределение совокупного рабочего времени общества представляют собой модификацию тех же самых факторов, которые проявляются и в условиях свободной конкуренции. Закон стоимости частично отрицается, но по сути своей продолжает действовать в видоизмененной форме. Конкуренция, хотя и не свободная, существует, а следовательно, остается справедливым тезисом Маркса, что «отношения людей в общественном   процессе   производства   чисто  атомистические.Вследствие этого их производственные отношения принимают вещный характер, независимый от их контроля и сознательной индивидуальной деятельности» (23).

Ввиду конкуренции между различными монополиями одной и той же отрасли или различных отраслей хозяйства меновые отношения между товарами соответствуют — если и  не являются точным эквивалентом — рабочему времени, затраченному на их производство, или издержкам производства. Хотя разделение труда внутри общества в целом не является полностью независимым от сознательной деятельности отдельных лиц или групп (таких, например, как монополии), это разделение может лишь довольно незначительно отличаться от того, какое существует при абсолютно свободной конкуренции. Несмотря на «планирование», осуществляемое монополиями, разделение труда остается произвольным и совершенно отличным от разделения труда внутри отдельного предприятия, «…не только по степени,  но и по существу». Монополистический  капитализм означает частичное отрицание марксова закона стоимости, но на основе самого же закона стоимости. Однако determinatio est negatio. Частичное отрицание закона стоимости граничит с его полным отрицанием.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]