Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Рыбкин И.В., Падар Э.О., Системно-интегративный коучинг.pdf
Скачиваний:
77
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
5.54 Mб
Скачать

определиться со сроками и цифрами относительно своего успеха, мы встречались с сопротивлением. Предложение составить план их достижения вызывало еще большее сопротивление. Мы получали самые разные реакции— от категорического нежелания чего-либо прописывать до мгновенного исполнения отдельных частей плана.

То, что план достижения истинных целей сразу же начинал работать, было сравнимо с откровением. Это вызывало, по меньшей мере, такое удивление, как одно из самых сильных событий в жизни. Самое главное открытие, которое было тогда сделано, заключалось в следующем: если цели и план истинные, то написанное начинает претворяться в жизнь. С этим инструментом развития стали доступны длявоплощения даже давно забытые детские мечты.

После того как цели были намечены, план написан и под него подобраны ресурсы, наступало время практических действий. Наступало время проверки подлинности того, что декларировалось. Наступало время выяснить чего же человек хотел на самом деле. Мы задавали последний вопрос этой развивающей цепочки.

Развивающий вопрос 5. Переход к активным действиям на основе плана личного развития.

Теперь у вас два пути: забыть про все эти вопросы или добиться УСПЕХА и УДОВОЛЬСТВИЯ! Что вы выбираете? Когда мы встречаемся с вами в следующий раз, чтобы оценить достигнутые результаты?

Вот так мы подходили к выбору, который определил многое, если не все в дальнейшей жизни нас и наших слушателей. Мы каждый день задавали себе самим, своим коллегам и ученикам эти и другие, подобные им, вопросы. Одновременно мы внедряли уже знакомые нам технологии воздействия из практической психолог, организационного консультирования, режиссуры, психотерапии и соединяли их с инструментами маркетинга и менеджмента. Все эти процессы привелик тому, что между 2001-2003 гг. у нас сложился свой подход к реализации потенциала участников процессов развития.

В 2003 году мы познакомились с работами Томаса Леонарда, Уитмора и Голли, встретились с Александром Савкиными Мариной Даниловой, Ладой и Андреем Королихиными, Иваном Бубновым, Анной Ивановой.

Уитмор в своей книге привел определение коучинга . УТимоти Голлви (одного из его прародителей и основателей). Звучит оно так:

Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности3.

То, что мы делали в своей практике развития, было близко к тем идеям, которые лежали в основе коучинга по Уитмору - Голлви, тому, что практиковали ребята в Институте Коучинга в Питере, тому, что осваивала Лада «вВосток-Западе». Как минимум, декларируемые философия и ценности у нас у всех совпали. Идеи Уитмора, связанные с реализацией потенциала, осознанностью и ответственностьюза достижение результата, новым стилем управления отозвались в наших сердцах и руках. Поэтому термин коучинг показался нам максимально близким для описания нашей системы развития.

3 Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. М., МАК, 2005.

Глава 3. Основные подходы к традиционному коучингу-

Буквально в последние несколько лет (2006-2009) в России термин «коучинг» в бизнесобучении стал модным. На одной выставке RE N NGS EXPO в 2008 году было представлено несколько десятков специализированных компаний, предлагающих коучинг как услугу.

О коучинге сейчасговорят многие. Парадокс состоит в ,томчто даже среди профессионалов нет единого пониманиюэтого термина. Что уже говорить о клиентах? Ситуация в достаточной степени тревожная, что показывают хотя бы конференции

: PRESSI ( HERSON )

ПАРК4 и многочисленные вэбинары, в которых нам доводилось участвовать.

Поэтому, так как «коучинг» термин для России(да и дляостального мира также!) новый, то, нам кажется, для читателей будет полезным, если мы некоторое время посвятим тому, чтобы разобраться с понятием «coaching».

Начнем со словарных определений.

Если взять словари, то понять в чем своеобразиекоучинга решительно невозможно. Судите сами:

1)"coaching" — тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям. (Англо-русский словарь Мюллера В.К.)

2)"coaching" — наставлять, воодушевлять, тренировать. (Краткий оксфордский словарь).

Впринципе ясно, что речь идет о тренировке, натаскивании и воодушевлении. Можно ли из словарных определений выяснить, чем коучинг отличается от тренинга и чем коуч от тренера? Из словаря следует, что это равные понятия. Но для нас, как для профессионалов, очевидно, что это не так.

Очевидно, смысл слов со временем меняется. Дело в том, что в области развития/обучения слово "coaching" стало узким профессиональным термином, который трактуется гораздо более широко, чем определения словарных статей. Можно спросить многих людей и мало кто вам ответит что же такое коучинг? Споры и дискуссии о том, что стоит за данным

термином, вспыхивают постоянно. Какие-то из них я счел необходимым обсудить в данной работе. Какие-то оставил за пределами книги — она не бесконечна.

4 Эти конференции проводят в Москве Лада и Андрей Королихины .

Два подхода к традиционному коучингу.

Вернемся к нашей истории. Наши изыскания на тему, что такое коучинг продолжались. Например, вспоминается такой диалог. Он прекрасно иллюстрирует наши искания в области определения сути коучинга тех времен.

Итак, сидели мы как-то вечером у себя в Школе РЕСО году так в2004 и вдруг Падар мне говорит:

П. Знаешь, похоже, начинается новый цикл в нашем развитии. Моя иллюзия (впрочем как и многих) заключается в том, что я ничего не знаю о коучинге, хотя я этим и занимаюсь ежедневно. Я имею представление о том, что это некий процесс бизнес-развития. Он отличается от тренинга тем, что там, с моей точки зрения, просто передаются и оттачиваются навыки, а в коучинге всегда важно достигнуть нового результата. И он должен быть всегда выше, чем предыдущий.

Р. Корни его в спортивном тренерстве. Также как в спортивном тренерстве, коучинг помогает прыгнуть «выше головы». Исполняя коучинг, мы заряжены на то, чтобы выиграть не одно состязание, а чемпионат. В продажах это, пожалуй, более наглядно и очевидно. У тебя есть планка объёмов, но с помощью коуча, ты вдруг осознаешь, что можешь перевыполнить ее в разы. И вся остановка заключается только в тебе самом. Как только это осознание происходит, появляется классный результат. Коучинг по самому своему духу — религия победителей.

П. Согласен. Близость спорта к бизнесу легко объяснима— и там, и здесь надо ориентироваться на результат. С другой стороны, коучинг — это не наставничество. Здесь я понимаю наставничество в том смысле, что когда я являюсь специалистом в какой-то области и помогаю «новичку» стать «спецом» в этой же области.

В коучинге,

я — специалист в

понимании, как устроен человек психологически. Мы

помогаем

любому другому

человеку(клиенту) в любой области достичь вершин

мастерства, задействуя свои личностные резервы. Это означает, что коуч помогает достичь партнеру Успеха. Либо какой-то другой цели, которая ассоциируется у него с Успехом.

Р. Этого он добивается, потому что знает «как и что надо делать». Для коуча важна и

область применения навыков, знаний, умений и качеств партнером, и его внутренние способности, и их развитие.

(Напомню, что эти обсуждения были еще до создания нашего варианта системноинтегративного коучинга).

Результативные коучсессии в РЕСО продолжались каждый день. Количество менеджеров и агентов, с которыми мы работали, в т.ч., используя методики развивающих вопросов и другие коучинговые инструменты, стало приближаться к нескольким тысячам.

На рубеже 2004-05 годов мы вышли за пределы компании и стали осматриваться, что было на рынке. Мы проводили обучающие мастер-классы по коучингу. Одновременно, практически непрерывно, в разных профессиональных (и не очень) тусовках встречались и обсуждали, как кто понимает коучинг. После многих встреч, мы увидели (да и до сих пор видим), что есть два понимания этого термина.

Один — отражает спортивный взгляд на коучинг. Другой — сближает коучинг с психологическим консультированием. Эти два подхода нашли свое отражение в профессиональных определениях коучинга. Мы стали анализировать источники— мировой и отечественный опыт, личную практику и книги по коучингу. Как следствие увидели, что два подхода к коучингу— спортивный и, основанный на психологическом консультировании, продуцируют две группы определений. Вернее сказать, самих определений много, но эти две группы — самые распространенные и уже общепринятые.

В первой группе определений коучинг рассматривается как метод/ инструмент получения результата. Акцент делает на эффективности и конкретных результатах коучвоздействия. Во второй группе делается акцент на коучинге, как процессе, способствующем развитию клиента.

И хотя, как мы сможем увидеть позднее, эти определения в системно-интегративном коучинге объединяются и творчески переосмысливаются, в традиционном коучинге они все же существуют отдельно друг от друга. Эта ситуация естественна, т.к., пока слишком многое определяется корнями и первоначальным опытом человека, который объявляет, что он коуч.

Первый подход к коучингу, или как нацеленность на максимальный результат отражает спортивный акцент коучинга.

 

 

 

 

5

 

 

Мы увидели, что в первом подходе коучинг является почти синонимомспортивного

тренерства.

В спорте

тренерство означает помощь в достижении

максимальног

возможного

результата «здесь и сейчас» через

активизацию потенциала

каждого из

участников.

Реализация

потенциала

здесь

понимается

как

высвобож

психологических и других скрытых ресурсов личности. Новые возможности нужны, для того чтобы взять новый рекорд или выиграть чемпионат6.

Лирическое отступление о коучинге, гарантирующим результат.

Казалось бы, эта методика должна быть стремительно подхвачена бизнесом. Ведь он, по идее, постоянно должен быть озадачен вопросом — как добиться от своих сотрудников сверхэффективности и сверхрезультативности. Но не тут-то было!

Удивительно, но спортивный акцент в коучинге на максимальный результат за счет тесного сплава личных и организационных целей для российской бизнес-среды прошел незамечено. Почему? Ответ прост. Начинать изменения в личной и командной эффективности надо с себя. Далеко не все менеджеры к этому готовы. Это не голословное утверждение. Это горькая правда о тех начальниках, кто привык только отдавать распоряжения, только руководить другими, опираясь на статус своего кресла.

5 М.Дауни в «Эффективном коучинге» пишет, что в спорте, как и в другом обучении, практически все основывается на передаче навыка и цепочке «знание — эксперт». В спорте тренер — всегда эксперт в достижении результата. В традиционном коучинге подчеркивается важность не только экспертной позиции, но и работа на осознанность и принятие ответственности за свои результаты. Это подразумевает определённый отход от экспертной позиции. К сожалению, это стало причинной того, что коучинг стали воспринимать только как безэкспертную позицию. В системно-интегративном коучинге это противоречие преодолено за счет введения понятия директивный коучинг. В нем важны как эспертная позиция коуча по бизнесу или технологии управления, так и компетентность коуча в технологии совместного коучразвития, реализации совместного потенциала, повышении осознанности и принятии ответственности за свои действия участниками коучинга .

6 Об этом писали классики коучинга— У Тимоти Голлви и Джон Уитмор. Интересующихся читателей отсылаем к

соответствующей литературе, например «Эффективный коучинг» или «Работа как внутренняя игра».

Часть из них даже декларирует стремление к развитию. Но, на самом деле, они знать не знают, что такое лидерство, мотивация, постоянное совершенствование, командная работа, вдохновение своих сотрудников на результаты. Потому что ничего из этого не применяют на практике. Так зачем им коучинг?

А может быть дело в том, что у нас народ только-только вошел во вкус различных бизнес-тренингов. И время коучинга все еще не пришло. Многие были под впечатлением шоуменов от тренингов, где атмосфера тренинга, сама по себе, была явно ценней, чем результат. Иначе чем объяснить такой взрыв различных игр, тим-билдингов и эвентвечеринок. Наутро, когда эйфория от тренинга уходила, менеджеры сталкивались с вопросом — а как все чему научились перенести в .жизньУ кого-то получалось. Большинство понимало, что эффект от тренинга длился недолго и потом надо было или все начинать сначала, или искать какие-то более результативные методики. Но пока все ограничивалось рецептом от очередного тренера и замечательно проведенного тренинга.

Кризис 2008-2009 года показал истинную ценность многих тренингов и тренеров. Этот слой специалистов просто сократили, так как они не были завязаны напрямую на достижение прибыли, а сами были источником существенных издержек. «Тренерышоумены» оказались лишними в современных организациях.

Но и коучингу пока еще не очень доверяют именно как

методике, гарантирующей

 

результат изменений. Эта особенность коучинга мало декларируется коучами, т.к. мало

 

коучей, кто может ее владеть. Сегодняшняя «фишка»

коучинга,

на

которой

сходится

 

большинство участников рынка — это развитие осознанности и ответственности клиента

 

за результат. Как видите — это опять процессная формулировка результата.

 

 

 

 

Откуда она взялась? Все

просто —

очень

много

людей пришло в коучинг из

психологических консультантов (а не из реальных менеджеров и продавцов). По факту, у

 

них мало опыта реального участия в бизнес процессах, не говоря уж об успешном

 

достижении бизнес-результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все, что им остается— опираться на опыт, связанный с групповым обучением и

 

передачей навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанность и ответственность для бизнеса это слишком расплывчатый результат. Тем

 

не менее, другого, пока, большинство современных коучей просто не умеют делать. Как

 

следствие

идет

подмена

коучинга

 

индивидуальным

 

консультированием

или

тренингами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому в среде менеджеров, консультантов и HR, коучинг использовался (и до сих пор

 

используется)

в самом

широком

значении, как

работа

наставника, преподавателя,

 

инструктора и еще многих других позиций вобласти обучения. По большому счету для

 

бизнес-среды вменяемого аналоганет до

сих пор. Мы имеем

в

виду

такой

термин,

 

который

был

бы понятен не

только

узкому

кругу

специалистовпо

корпоративному

 

обучению и развитию, но и широким слоям руководителей, менеджеров и исполнителей.

 

Для последней группы

мне

кажется,

вообще

неважно, как

называется

этот

процесс.

 

Главное,

чтобы он

обеспечил

и

прибыль,

и

желаемое

результативное

изменение

 

сотрудников.

То, что коучинг еще вомногом белая ворона для бизнеса подтверждает тотфакт, что до сих пор легче продать подготовку наставников и тренинг управления изменениями, чем коучинг. Ситуация может измениться только с появлением на рынке высококлассных коучей, ориентированных на достижение результата, и знающих, как этот результат гарантировать.

Определения коучинга как инструмента получения результата.

Если обобщить определения коучинга, в которых прослеживаются спортивные корни, то можно увидеть, что выкристаллизовалось определение традиционного коучинга, которое характеризует его как особый процесс достижения результата:

1) коучинг направлен на повышение персональной эффективности;