Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории театра дополненные.doc
Скачиваний:
154
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
2.15 Mб
Скачать

Современники Шекспира и младшие елизаветинцы

В первые десятилетия XVII в., в годы обострения со­циальных противоречий, напряженной борьбы увядающей дворянской монархии и растущей буржуазии, в годы усиливаю­щегося кризиса гуманистической культуры, театральная жизнь Англии поражала своей сложностью и разноречивостью.

Кровавые трагедии, сатирические комедии, бытовые драмы, придворные пасторали, фантастические трагикомедии, полупристойные фарсы, политические аллегории, классические трагедии на античные темы, исторические хроники, театраль­ные и литературные пародии — такой пестроты жанров, сюже­тов, характеров ни до, ни после этого времени не знала англий­ская драматургия.

Среди множества идейно-художественных течений принято выделять два основных направления в позднеренессансной английской драматургии: «демократическое» и «ари­стократическое».

Самым значительным художником демократического направления был Бен Джонсон (1573-1637), сын каменщика и сам в юности каменщик, затем студент, солдат, актер и драма­тург, человек бешеного темперамента, дуэлянт и забияка, смельчак, не раз сидевший в тюрьме за политическое вольно­мыслие, соперник и друг Шекспира. Из-под его пера вышли слова о Шекспире, ставшие крылатыми: «Он принадлежит не одному нашему веку, но всем векам».

Бен Джонсон был одним из образованнейших людей своего времени, глубоким знатоком античной классики. Он во­шел в историю театра как создатель английской сатирической комедии. Комедии Джонсона отразили поворот в духовной истории английского гуманизма, его трагическое отрезвление, крах ренессансных иллюзий. На смену поэтической и жизне­радостной комедии Шекспира пришла достоверно-бытовая обличительная комедия Бена Джонсона. Пьесы Джонсона — это комедии того мира, трагедия которого - «Гамлет».

В своем творчестве Джонсон опирался на традиции ан­тичной комедии. Исходя из теоретических сочинений римских и современных итальянских авторов, он создал свою теорию комедии. Он требовал от комедии дидактики, жизненного правдоподобия, типизации характеров. Проблема характера особенно занимала Джонсона. Он ввел новое понятие, предве­щавшее классицистический принцип построения характера, — юмор (нрав). В истолковании Джонсона, «юмор» — главная черта, определяющая все поведение персонажа. Коме­дии Бена Джонсона — комедии «юморов». (Одна из них называется «Всяк в своем юморе», другая — «Всяк вне своего юмора») Истинная основа «юмора» персонажей Джонсона — ги­пертрофированный, доведенный до абсурда индивидуализм.

Вот пример характера, построенного на «юморе»: старик Мороуз из комедии «Эписин» не выносит ни малейшего шума и мечтает найти молчаливую жену, но это ему не удается. В данном случае «юмор» сводится к чудачеству. Однако нередко у Джонсона он приобретает социальную окраску.

Развенчание необузданного индивидуализма стало основной темой комедий Джонсона. Особенно в «Вольпоне, или Лисе» (1606), пьесе о беспредельной, обесчеловечивающей власти золота, которой рабски подчинены все до единого герои. Погоня за богатством — их общий «юмор», животная страсть, недаром Б. Джонсон дает персонажам зве­риные имена: Вольпоне - лиса, Вольтере - коршун, Корвино - воро­ненок, Корбаччо — злой ворон, Моска — муха.

В фигуре Вольпоне есть нечто демоническое. Это гений плутовства, философ стяжательства. Притворяясь смертельно больным, он наслаж­дается лихорадочной возней, разгоревшейся вокруг его наследства. Чтобы стать его наследником, люди готовы на все: юрист попирает законы, старик отец лишает сына наследства, муж тащит свою жену в постель Вольпоне. В пьесе нет ни одного честного лица — все мошен­ники. И если в финале Вольпоне разоблачен и приговорен к позорно­му столбу, то только потому, что один из мошенников доносит на него. Бен Джонсон сознает, что гуманистические представления о жизни несовместимы с действительностью, отсюда сарказм, горечь, ярость, боль, пропитывающие его комедии.

Френсис Бомонт (1584-1616) и Джон Флетчер (1579-1625) — драматурги аристократического направления в английской драме. Они склонны относиться к циническому индивидуализму современного человека с добродушной снисходительностью. Ренессансный гуманизм обращается в их драматургии в проповедь гедонизма. Герои комедий Бомон­та и Флетчера живут бездумно, спеша получить от жизни максимум удовольствий, ими управляют потребности плоти, а не духа.

Комедия Флетчера «Укрощение укротителя» (1606) была задумана как полемический ответ на «Укрощение строптивой» Шекспира. У Флет­чера не Петруччио укрощает жену, а новая жена Петруччио, Мария, укрощает его самого. Но пьеса Шекспира не об укрощении, а о любви. Персонажи Щекспира сильные, веселые люди. У Флетчера же речь не о любви, а о ловкости: кто кого перехитрит. Герои «Укрощения укроти­теля» видят в любви только плотскую сторону: язык комедии весь построен на фривольной игре слов. Лучшее, что есть в комедии Флетчера, — блестящая интрига, веселая чехарда комических путаниц и смешных положений.

Самый распространенный жанр в творчестве Бомонта и Флетчера — трагикомедия. Многие из трагикомедий, в том числе самая знамени­тая — «Филастр» (1609), написаны двумя драматургами в соавторстве. Сюжеты трагикомедий Бомонта и Флетчера полны динамики и зани­мательности, драматических случайностей, неожиданных поворотов судьбы, события в них чередуются с невероятной быстротой. Эти пье­сы, в высшей степени театральные, пользовались у лондонских зрите­лей огромной популярностью.

С закатом Возрождения аристократические тенденции в английском театре заняли господствующее положение. На сцене царили кровавые, мрачные трагедии ужасов, полные безысходности и предчувствия на­двигающейся катастрофы, такие, как «Трагедия атеиста» С. Тернера или «Разбитое сердце» Д. Форда.

Все более грозным становился голос пуритан, давно воевавших с театром, требовавших его закрытия как рассадни­ка безбожия и разврата. В 1642 г., когда пуританская буржуа­зия захватила в Англии политическую власть, парламент издал акт о запрещении всех публичных зрелищ. Развитие англий­ского театра было искусственно прервано на долгие годы.

Однако пуритане не могли уничтожить память о вели­кой эпохе английского театра. Прошло время, и драматургия английского Возрождения, прежде всего драматургия Шекспи­ра, вошла в плоть и кровь мировой театральной культуры, стала ее неотъемлемой частью, во многом определила путь ее развития.