Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории театра дополненные.doc
Скачиваний:
149
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
2.15 Mб
Скачать

Новые жанры и спектакли

«Безнравственная» комедия нравов, ведущая свою традицию с эпохи Реставрации, послу­жила камнем преткновения для критики. Начало просветитель­ского театра принято отсчитывать от 1698 г., когда был опубли­кован «Краткий обзор безнравственности и нечестивости английской сцены» священника-якобита Джереми Коллиера. Автор хотел оправдать Карла II Стюарта, короля, свергнутого десятилетие назад, возложив ответственность за развращение общественных нравов на театр. В глазах по-новому настроен­ной буржуазии Коллиер стал зачинщиком реформации сцены, ее превращения в школу нравственности.

Одним из первых опытов внедрения в театр просвети­тельской морали было творчество Николаса Роу (1674-1718), который придал жанру героической драмы черты моралите («Тамерлан», 1702 — переделка пьесы К. Марло) и выступил в жанре семейной драмы («Кающаяся красавица» — переделка

пьесы Ф. Мессинджера «Роковое наследство»), насыщенной моральными сентенциями.

Значительнее стал опыт нравоучительной гражданст­венности в творчестве крупного журналиста-просветителя Джо­зефа Аддиссона (1672-1719), который в сотрудничестве с Ричар­дом Стилем издавал журналы «Болтун» и «Зритель». Аддиссон написал трагедию «Катон» (1713), сухую, но воспринятую с энту­зиазмом, поскольку столкновение цезаризма (Юлий Цезарь) и республиканства (Катон) показывалось в духе партийной борь­бы тори и вигов. Автор постарался, чтобы в Катоне зрители узнали генерала Мальборо, отправленного в отставку усилиями партии тори. Катона играл Бартон Бут, получивший на премье­ре кроме аплодисментов денежное подношение, собранное зрителями-вигами в знак партийной солидарности. За полити­ческую тенденциозность и соблюдение «правил» пьесу одобрял Вольтер. Для немецкой сцены ее перевел И. Готшед.

В жанре комедии был сделан резкий поворот к ди­дактике, что повлекло за собой условность и схематизм в ее структуре. Этим и гордился Ричард Стиль (1672-1729), заместив­ший фривольный жанризм комедии Реставрации рассуждения­ми о добродетели, а смех сентиментальным умилением. Он сде­лал несмешным даже классический сюжет «Лгуна», испытанный испанской и французской сценой («Любовник-лгун», 1703). Его «Совестливые влюбленные» (1722) стали образцом нравоучитель­ной комедии. Репертуарным комедиографом, автором двадцати пяти пьес, стал знаменитый актер Колли Сиббер (1672-1757). Он настолько хорошо знал сцену и зрителя, что не мог себе позво­лить пренебречь удовольствием публики. В назидательных коме­диях он сохранил занятную интригу, хотя на первое место ставил трогательность и тоже был противником откровенного смеха.

Блистательным десятилетием для сатирической сцены стал период между 1727 и 1737 гг. В 1727 г. по совету Джонатана Свифта Джон Гей (1685-1735) сочинил «Оперу нищего» и по­ставил ее в театре Линкольн-Инн-Филдз у Джона Рича. Джон Рич (1692-1761), по сцене Лан, был не только хозяином театра, но и крупнейшим из актеров пантомимы, игравшим Арлекина и ставившим пантомимические спектакли.

Один из «низких» жанров английского театра XVIII в., пантомима происходила от скрещения придворных «масок» и площадных арлекинад. Отражая обе стороны своего происхож­дения, пантомимы Рича состояли из двух частей «серьезной» (мифологической) и «противоположной» (шутовской), в дру­гой терминологии — из «маски» и «антимаски». Постановка пантомим требовала изобретательной техники, феерии, транс­формаций, музыки, балета, акробатики и больших затрат. Рич

5ыл великим мастером своего дела, получавшим большие гонорары. Драматические актеры негодовали против «низких» арлекинад и клоунад, но конкуренции не выдерживали. Антрепренеры, желавшие угодить публике, были вынуждены ставить пантомимы, как у Рича. Пантомима была всесильна. Первый выход на профессиональную сцену Гаррика состоялся под маской Арлекина (анонимно, и впоследствии скрывался как факт). Став директором привилегированного Друри-Лейна, Гаррик включал пантомимы в свои спектакли.

Жанр «Оперы нищего» — балладная опера — тоже был «низким» новоизобретением. По происхождению это пародия на оперу итальянского типа, в основном на оперы Генделя, открыто осмеиваемые Нищим. По перспективе «Опера нище­го» — мюзикл, в котором пение — органическая часть действия. Содержание «Оперы нищего» — социальная и политическая са­тира. Ведущая драматическая коллизия — взаимозаменяемость джентльменов и стражей закона на подонков - «джентльме­нов» с большой дороги. В сатире Гея живет сохранившийся с аристофановских времен обычай личных нападок на поли­тических противников. Тут мишенью послужил лидер вигов Роберт Уолпол, с которым открыто враждовали и другие сати­рики: Свифт, Филдинг. Совершенно реальна и вся подоплека «ньюгетской пасторали», действие которой по подсказке Свиф­та «происходит среди проституток и воров». В 1725 г. был пове­шен Джонатан Уайльд, глава лондонских воровских корпора­ций, до поры до времени взаимовыгодно сотрудничавший с полицией (точно так же как Пичем с Брауном).

Спектакль имел необычайный успех. Лавиния Фентон стала в роли Полли звездой первой величины и вышла замуж за графа. Томас Уолкер прославился как неотразимый Макхит. Композитор Кристофер Пепуш стал первым в ряду музыкальных интерпретаторов «Оперы нищего». Он написал увертюру и оркест­ровал разнообразные мелодии, тщательно отобранные Джоном Геем среди уличных напевов и оперных арий. Крупнейший ху­дожник эпохи Уильям Хогарт запечатлел сцены из спектакля. Весь Лондон распевал и разыгрывал на досуге сценки из спектакля.

За Геем в жанре балладной оперы выступил Генри Филдинг (1707-1754) — великий английский романист, напи­савший между 1728 и 1736 гг. около двадцати комедий и фар­сов. Успех Филдинга-драматурга начался в 1732 г., после «Авторского фарса», поставленного в Малом театре Хеймаркетнэ (на той же улице помещался и Большой театр Королевской оперы). Малым театром Филдинг руководил до 1737 г. В 1734 г. Филдинг сочинил замечательную балладную оперу «Дон Кихот 9 Англии». Там он впутал Рыцаря Печального Образа не только в романтическую авантюру с вызволением из беды зачаро­ванной красавицы, но и — это было главным — в выборную кампанию. Темой Филдинга в театре стало разоблачение пар­ламентской коррупции, дорвавшихся до власти нуворишей. Обыгрывая эту тематику в «низких» формах фарса и пьесы-репетиции, он сочинил столь острый «Исторический календарь на 1736 год», что министр Роберт Уолпол подписал новый закон «О театральных лицензиях», вводивший строгую цензуру и вы­нудивший Филдинга покинуть театральное поприще.

Писать и ставить фарсы в Хеймаркете продолжил актер Сэмюэл Фуг (1720-1777), поневоле осторожничая в паро­диях и отделывая так называемую веселую пьесу с пристойным юмором и утонченным остроумием, которое принято называть английским.