Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПЕДАГОГИКА(ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ).doc
Скачиваний:
135
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

3. Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала хiх века. Характеристика системы образования Виленского учебного округа.

Среди учебных округов Российской империи особое положение занимал Виленский учебный округ. В него входили Витебская, Гродненская. Могилевская, Минская губернии. Его попечителем был польский магнат, близкий друг Александра I – А. Чарторыский. Им самим совместно с ректором университета были разработаны университетский и школьный уставы, которыми руководствовались все учебные заведения округа («Предписание организации училищ в округе императорского Виленского университета»). В этих документах были учтены основные положения Устава Эдукационной комиссии. Обособленность Виленского учебного округа была уступкой царизма политическим и национально-религиозным интересам польской шляхты и католической церкви.

Административным, учебным и научным центром округа являлся Виленский университет – крупнейшее высшее учебное заведение в западных землях Российской империи. Он занимал особое положение по составу факультетов (имел богословский фак-т) и языку преподавания (польский). В университете были факультеты: физико-математический, медицинский, морально-политический, литературы и изящных искусств; действовали медицинский, ветеринарный и агрономический институты, обсерватория, ботанический сад, первый в России зоологический музей, три клиники, огромная библиотека. На факультете литературы и свободных искусств работала художественная школа, издавался ежемесячный научно-литературный журнал «Виленский вестник». При медицинском факультете было основано научно-общественное объединение «Виленское медицинское товарищество» (1805), в которое входили ученые, преподаватели и врачи-практики, исследующие проблемы медицины, фармакологии. Члены общества изучали также минеральные источники, определяли пути борьбы с инфекционными заболеваниями, на этой основе они участвовали в ликвидации эпидемий в регионе, знакомили население с основами санитарно-гигиенических норм, пропагандировали вакцинацию.

В 1803 г. в Виленском университете насчитывалось 324 студента, а в 1829 г. – 1066. По мере развития университета большую часть преподавателей (36 профессоров из 47) составляли выходцы из Литвы и Белорусских земель.

На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г. затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом (создание учительской семинарии, открытие краткосрочных курсов по подготовке учителей) не принесли ощутимых результатов. Низшей ступенью в системе образования били одноклассные приходские училища, где учащихся обучали только основам земледелия и церковному песнопению. Ступенью выше были четырехклассные уездные училища. Среднее образование давали гимназии с семилетним обучением. Основное место в новых учебных планах гимназий и уездных училищ занимали польский, латинский, французский и немецкий языки. Около четверти учебного времени отводилось на изучение физико-математических и естественных наук, также изучали право, историю, логику. Хотя гимназии и уездные училища объявлялись всесословными, доступны они были только детям из состоятельных семей.

В сложном положении оказалась начальная школа, которая содержалась за счет дворянства и духовенства. Школ было очень мало, поэтому основной части населения начальное образование было не доступно. На этой основе в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе получают развитие школы взаимного обучения (Гомель, Кобрин, Минск, Полоцк, Пружаны, Столин и др. – всего 13). Как правило, они располагались в поместьях крупных землевладельцев и предназначались для детей крестьян. В них давали элементарные знания и навыки ремесленного труда. Появление школ такого типа свидетельствовало не только о потребности помещиков в квалифицированной рабочей силе, но и о тяге крестьян к образованию.

В этот период на белорусских землях действовали 6 гимназий, 17 уездных училищ, 154 начальные школы в виде одноклассных и двухклассных приходских училищ.

В Виленском округе неоднократно предпринимались попытки создания лицеев. В 1817–1821 гг. планировалось открытие лицея в Гомеле, однако открытие не поддержало царское правительство.

В ходе образовательных реформ на территории Виленского учебного округа стали заметно проявляться противоречия между местным дворянством и католической церковью, с одной стороны, и русским правительством – с другой. В борьбе за влияние на школу политика русификации, проводимая царизмом и направленная на ограничение польско-католической экспансии, столкнулась с политикой полонизации, проводимой шляхтой и католической церковью, которая открывала свои школы – школы католических орденов (пиарского, базилианского, иезуитского). В начале ХIХ в. в Виленском округе действовала духовная семинария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических монастырях, 8 базилианских школ, несколько школ для девочек при женских монастырях визиток, мариавиток, сакраменток, училища при униатских монастырях.

В 1812 г. была создана Полоцкая иезуитская Академия, курировавшая все иезуитские учебные заведения в России, в которых обучалось 20% от общего количества белорусских учащихся. Все иезуитские учебные заведения были закрыты в 1820 г. после изгнания иезуитов из Российской империи.

Система просвещения в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе работала по-польски. На польском языке преподавали во всех учебных заведениях. Учащиеся изучали польскую историю и литературу. Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 г. в Виленском университете и др. учебных заведениях тайных революционных обществ.

Произошедшее в 1830–1831 гг. польское восстание окончательно испугало монархию, которая ответила репрессиями, затронувшими и систему просвещения. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты, которые расценивались представителями власти как рассадники революционных настроений, так как и студенты и преподаватели принимали участие в польском восстании (только медицинский фак-т Виленского университета был преобразован в Медико-хирургическую академию, просуществовавшую до 1840). Виленский учебный округ был ликвидирован. Учебные заведения Виленской, Гродненской и Минской губернии вошли в новый Белорусский учебный округ (существовал до 1850 г.). Местное дворянство после закрытия Виленского университета добилось решения об открытии лицея в Орше. Был разработан Устав лицея, который отражал два отделения в его составе: философское (для подготовки учителей), юридическое (для подготовки чиновников для белорусских губерний). В 1833 г. были выделены средства на реконструкцию здания и устройство преподавателей, но открытие лицея так и не состоялось. Центром науки и просвещения для Белорусского учебного округа стал Киевский университет, открытый в 1834 г.

В 1836 г. был опубликован указ о введении преподавания на русском языке во всех учебных заведениях Беларуси. В 1839 г., несмотря на недостаток учителей, была закрыта Витебская учительская семинария (открыта в 1834 г.). В образовании насаждался сословный принцип. В 1840 г. в Белорусском учебном округе социальный состав учащихся выглядел следующим образом: 65,6% детей дворян, офицеров, духовенства, 18% детей крестьян, 16,2% детей мещан.

В этот период предпринимаются попытки открытия специализированных учебных заведений. Так, в 1840 г. в Горках (ныне Могилевская обл.) была открыта первая не только на белорусских землях, но и в России земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в Гори-Горецкий земледельческий институт, где готовили агрономов и управляющих поместьями. В нем обучались студенты из Центральной России, Украины, Сибири, Поволжья. В институте широко проводилась работа по разведению и акклиматизации новых культур (свеклы, кукурузы, табака).

Развитие народного образования в Белорусском учебном округе во второй четверти ХIХ в. происходило медленно. В 1835/37 уч. г. здесь насчитывалось всего 36 гимназий и уездных училищ. Правительство обращало внимание в основном на привилегированные учебные заведения, количество которых было незначительно. Начальных школ было по-прежнему мало, они были отданы на попечение помещикам.

Однако в целом научные знания в Беларуси в первой половине ХIХ в. получили определенное развитие (медицина, химия, биология, история, археология и др.). В белорусской просветительской мысли первой половины ХIХ в. выделяются следующие имена.

Польский поэт Франтишек Карпинский (1741–1825), который обосновал этико-педагогическую гуманистическую концепцию, где выделил три аспекта в воспитании: физический, образовательный, нравственный. Весь процесс воспитания должен, по его мнению, строиться с учетом природы человека. Ученика не следует принуждать учиться, необходимо заинтересовать его, сочетать игру с трудом и учебой, использовать в обучении народные образы, загадки и т.д.

Выдающийся мыслитель Аниол Довгрид (1776–1835), который рассматривал воспитание как единый процесс умственного, нравственного и физического развития ребенка. Эти идеи он изложил в книге «Моральная философия» (1821). Его позиция была сходна с позицией Дж. Локка, он полагал, что мозг ребенка – «чистая доска», поэтому развитие ребенка зависит от формируемых представлений.

Профессор Виленского университета И. Лелевель (1786–1861) создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории, вспомогательным историческим дисциплинам.

Профессор Гори-Горецкого земледельческого института К.Д. Шмидт (работал в институте с 1843 по 1863 гг.) являлся родоначальником химической науки на белорусских землях, организатором первой химической лаборатории в Беларуси.

Станислав Юндил (1761–1847) был признанным специалистом в области ботаники и зоологии. В 1791 г. он опубликовал книгу «Описание растений в провинции Великого княжества Литовского», положившую начало систематическому научному изучению растительности Беларуси.

Флориан Бохвиц (1779–1856) автор ряда педагогических трудов: «Мысли о воспитании» и др. В работах рассматривал в единстве проблему обучения и воспитания. Выступал за изучение естественного права, ботаники, химии, физики, астрономии, анатомии, механики, математики, естественной истории, географии. Считал обязательным в школе физическое воспитание.

Тема 9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ И БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века

  1. Школьные реформы в России второй половины ХIХ в.

2. Социально-педагогические взгляды русских просветителей второй половины XIX в. (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский).

3. Просветительская деятельность и педагогическая теория К.Д. Ушинского.

4. Педагогические теории и их воплощение в образовательной практике сельских школ (Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой).

5. Деятельность белорусских просветителей и их идеи о народном образовании.

Рекомендуемая литература

1.  Асвета i педагагiчная думка на Беларусi: Са старажытнасцi да пачатку ХХ ст.: Бiблiягр. паказ: У 2 частках / Пад рэд. Снапкоўскай С.В. (адк. рэд.), Сянькевiч Г.Р., Паўловiч С.I., Марчанкi М.Р. – Мiнск: Нац. iн-т адукацыi, 1995. – Ч. 2. – 205 с.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 279–305.

3. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 104–108; 112–119.

4. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – С. 198–298.

5. Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – С. 399–496.

6. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –С. 172–197.