Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Орлова.Антропологияpdf.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
3.13 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

95

обусловлены принятыми нормами или общими тенденциями, определяющими стиль коммуникации в данной ситуации, тогда как идиосинкратические ожидания относятся к индивидуальным предпочтениям способов передачи сообщений.

Невербальные аспекты социокультурной коммуникации

Термин «коммуникация» обозначает обмен сообщениями, передаваемыми не только в лингвистической, но и в других выразительных формах.

В процессах коммуникации существенное место отводится невербальным измерениям, которые рассматриваются как важные регуляторы взаимодействия. Невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования того, что говорится. Вербальные сообщения разворачиваются в контексте дра-

216

матических или сдержанных движений, оживленных или контролируемых выражений лица, близкого или дистантного проксемического (пространственного) взаимодействия.

Под регулированием контекста понимается контроль над невербальными аспектами окружения, пространства, времени. Невербальная коммуникация определяется как симультанный (одновременно происходящий) процесс многомодальной, многоуровневой передачи и интерпретации сообщений. Ее культурный аспект в этом случае определяется через нормативные рамки, в которых ожидания относительно подходящих или компетентных невербальных проявлений поведения конвенционально определены и проинтерпретированы в данном речевом сообществе.

Различия невербальных проявлений наблюдаются не только в различных культурах. Существует их значительная внутрикультурная вариабельность, зависящая от неоднородности групповых и ситуативных норм. Они обусловливаются такими факторами, как пол, возраст, социокультурный статус, раса, а также ситуативными, контекстуальными факторами: рабочая обстановка, средовые ограничения. В свое время еще Курт Левин (1936) отмечал, что поведение определяется характеристиками как взаимодействующих индивидов, так и окружения, в котором они находятся.

В то время как вербальная коммуникация связана с достаточно четкими сигналами, невербальная представляет собой многослойный, многомодальный, многомерный, аналоговый процесс. Например, использование пространства взаимодействия может сигнализировать об индивидуальной приватности или дистанции в позициях, в то время как жесты и выражение лица указывают на открытость и доступность, направленные на минимизацию дистанции в отношениях или различия в статусах.

Межличностная дистанция в процессе коммуникации.

Межличностная дистанция в процессе коммуникации. Межличностная дистанция выполняет в ситуациях социального взаимодействия важную организующую функцию, указывая на степень официальности, формальности ситуаций. Дистанция определяется вза-

217

имосвязью измерений индивидуальности — коллективности и доступности — недоступности. Она контролируется механизмами регулирования приватности, про-ксемики и аптики (тактильных контактов).

Регулирование приватности определяется как селективный контроль индивида или группы над своей доступностью для других. Оно достигается физическими средствами (например, закрытые двери, звуконепроницаемые стены и окна, изгороди из кустарников и заборы и т. п.] и через поведение (жесты, выражение лица и т. п., указывающие на дистанцию).

Проксемика означает использование межличностного пространства или дистанции при регулировании индивидами степени близости, интимности отношений за счет контролирования проявлений эмоций. Она выражает также утверждение личностной территории, заключающееся в присвоении или маркировании места или объекта, и демонстрировании права собственности на них. Во всех культурах можно обнаружить стремление людей утвердить пространство для индивидуальной и групповой жизни. В то же время восприятия простора и скученности, отношение к нарушению или соблюдению границ персонального и группового пространства варьируются от культуры к культуре. Ключевой переменной здесь скорее всего является степень стремления к контактам и выражению чувств.

Аптика, или тактильные контакты (прикосновения), тесно связаны с контролированием измерения «интимность — формальность» физической и психологической дистанции между людьми в процессах коммуникации. Индивидуалистичные, низкоконтактные, слабоэмоциональные культуры и ситуации, как показывают исследования, характеризуются

Орлова Э А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

96

стремлением людей удерживать значительную дистанцию по отношению друг к другу. Тогда как в коллективистских и эмоциональных культурах и ситуациях поведение является менее дистантным.

В культурах, где тактильные контакты приняты, люди часто касаются друг друга, близко стоят друг к другу, располагаются так, чтобы находиться лицом к лицу, смотрят друг другу в глаза, амплитуда их эмоци-

218

ональных проявлений велика. В не-тактильных, не-кон-тактных культурах эти проявления сведены к минимуму, например редкие прикосновения, значительные пространственные дистанции между участниками коммуникации, подавляемые эмоции.

Стили невербального поведения.

Стили невербального поведения. Как свидетельствуют результаты сравнительно-культурных исследований, характер коммуникации существенным образом определяется оппозицией индивидуальной и коммунальной идентичности. Она проявляется в пространственной организации поведения и среды взаимодействия во всех культурах, хотя по степени тяготения к одному из полюсов в обустройстве внешнего окружения и проявлений поведения культуры отличаются друг от друга.

Тема индивидуализма пространственно воплощается в отграничениях, выделении личностного пространства, монохронности. Тогда как коммунальность проявляется в интеграции, коллективном пространстве и полихронном времяпрепровождении. Измерение индивидуальности

— коммунальности отражает степень уникальности и индивидуализованности человека по отношению к социокультурной ситуации, в которую он включен. Доступность — недоступность обозначает меру открытости человека по отношению к другим участникам ситуации. Континуум индивидуальности — коммунальности указывает на использование контекста (окружение, пространство, время) в целях утверждения индивидуальной или групповой идентичности. Континуум доступности — недоступности относится к открытому или скрытому использованию специфичных невербальных стереотипов поведения с целью регулирования социальной дистанции: степень интенсивности и демонстративности оценок происходящего, проявлений личностного статуса, активности, реакции на коммуникативные события.

Соответственно можно построить следующие идеальные модели стилей невербального поведения:

— уникальный открытый, где невербальное поведение используется для регулирования индивидуальной приватности с использованием эк-

219

агрессивных жестов с целью сигнализирования оценок, статуса и готовности к реакциям;

уникальный неявный, где невербальное поведение используется для охраны индивидуальной приватности при одновременном использовании неявных жестов и движений, указывающих на отношение к партнерам и дистанцию позиций;

групповой открытый, где невербальное поведение используется для утверждения групповых норм и публичного лица с использованием экспрессивных жестов, выражающих оценки, статус, готовность к реакциям;

групповой неявный, где невербальное поведение используется для поддержания групповых норм и публичного лица с подспудным невербальным выражением отношения к процессу и дистанции позиций.

Объекты обмена в процессах коммуникации.

Объекты обмена в процессах коммуникации. Наконец, изучение универсальных измерений поведения в ситуациях социального взаимодействия связано с концепцией обмена. Здесь выделяется шкала из шести типов предметов обмена: любовь, услуги, блага, деньги, информация, статус. В каждой культурной ситуации они имеют свой ценностный порядок. Эти ресурсы варьируются по двум измерениям: шкала партикулятизма — значимость идентичности индивида (дающего и получающего) в ситуациях обмена; шкала конкретности — степень, в какой каждый из ресурсов имеет истинную или символическую цену. Чем ближе ресурсы друг к другу на шкале ценностей, тем более они воспринимаются как сходные и тем большее удовлетворение испытывается при обмене этими ресурсами.

Культурные различия показателей этих универсалий определяются действием других культурных переменных, таких как сложность — простота, официальность — интимность, устойчивость — неустойчивость ситуации социального взаимодействия.

Из сказанного становится очевидным, что в терминах этих переменных коммуникационные процессы в типичных ситуациях социального взаимодействия описываются как системы. Иными

Орлова Э А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.