Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2808.Введение в математическое моделирование..pdf
Скачиваний:
111
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
38.88 Mб
Скачать

- -..- Глава 6

ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Главное — это из множества проблем выб­ рать наиболее простые, решение которых позво­ лит выработать допускающие обобщения концеп­ ции.

Д. Гильберт

Большинство рассмотренных в предыдущих главах примеров относятся к линейным моделям. В определенном смысле подоб­ ное построение книги следует истории развития естественных наук и математики, в которых вплоть до относительно недавнего вре­ мени (30—40-е годы XX века) в качестве объектов исследования практически безраздельно господствовали линейные процессы и явления (точнее, процессы и явления, описываемые линейными операторными уравнениями). Вероятно, обусловлено это было ин­ струментарием, доступным научным сотрудникам тех времен, главными из которых являлись аналитические методы.

Аналитические методы, без сомнения, и в настоящее время являются одними из самых эффективных и притягательных для исследователей, однако круг доступных им задач весьма узок. Осо­ бенно больших усилий требуют аналитические решения нелиней­ ных задач, которые все чаще возникают в различных научных об­ ластях, в технике и технологиях. Большинство нелинейных задач требуют для своего решения применения численных методов и мощных ЭВМ, доступ к которым ученые получили в 50—60-е Поды XX века.

Следует отметить, что в ряде случаев проведение численных экспериментов позволяет исследователям «догадаться» о возмож-

ном виде аналитического решения, подсказывает направление по­ иска, подход, метод установления последнего. Кроме того, в пос­ ледние годы весьма быстрыми темпами развиваются аналитичес­ кие пакеты.

В этой главе на примерах будет показано, что могут и что не могут описать линейные модели явлений и процессов, происходя­ щих в нашем, в общем-то, нелинейном мире. Для того чтобы рас­ познать признаки линейности или нелинейности изучаемого явле­ ния, ученый должен владеть культурой (набором «штампов») не­ линейной науки, с некоторыми понятиями и идеями которой мы попытаемся ознакомить читателя. Эти соображения определили некоторую специфику построения главы, где процедуре построе­ ния моделей уделяется меньше внимания, чем характерным при­ знакам, сопровождающим линейные и нелинейные явления. Свои «рассказы» мы постарались выдержать в прикладном духе, чтобы первоначальное назначение математики, « созданной для достиже­ ния победы над противником», не отходило далеко на задний план. Авторы смогли написать только о малой части области на­ уки, называемой «нелинейной наукой», более полную картину читатель сможет найти в популярных книгах [59, 60, 67] и мно­ гих других цитированных там работах.

6.1. О ЗАКОНЕ ГУКА И ГРАНИЦАХ ЛИНЕЙНОСТИ

Приступая к созданию физической теории, необходимо отбросить все предшествующие физи­ ческие модели, а также основанную на них физи­ ческую «интуицию».

П. Дирак

С одной из первых линейных моделей —законом Гука

F = -kx,

(6.1)

где F растягивающая сила, приложенная к концам образца; х — относительное перемещение его концов; к - некоторая постоян­ ная для данного образца (материала), мы знакомимся, только на­ чиная изучать физику. Этот закон в виде анаграммы «ceiiinosssttim был помещен Робертом Гуком на свободном месте в конце его работы о гелиоскопе в 1676 г. Двумя годами позже в трактате «О

восстановительной способности или об упругости» анаграмма была им расшифрована: «Ш tensio sic vis» —«какова сила, таково растяже­ ние». Гук отмечал, что он впервые открыл этот закон еще в 1660 г., но от опубликования его удержало стремление защитить свое изоб­ ретение спиральных часовых пружин. Для их конструирования Гук использовал факт независимости частоты колебаний от их ампли­ туды, вытекающий из линейности связи (6 .1).

Упругость в современном понимании означает существование однозначной монотонно возрастающей функции, связывающей напряжение ст = F/S (S —площадь поперечного сечения образца) и деформацию е = х/1 (/ - длина образца):

а = /(е), Д 0) = 0 .

(6 .2)

Ф ункция/в общем случае —нелинейная. Нелинейными уп­ ругими свойствами обладают, например, высокоэластичные рези­ ны. Резиновый шнур можно растянуть в десять раз (е = 0,9), а за­ тем отпустить, после чего он восстановит свою длину. При таких больших степенях деформации не следует ожидать линейности связи а(е). Гук изучал длинные металлические проволоки, кото­ рые подвергал малым деформациям (в = 0 ,001), и обнаружить не­ линейность реакции не удалось. Это означает, что при таких е пер­ вый член разложения функции (6.2) (полагая ее аналитической) в степенной ряд

3f

1 Э2/ 2

+..

(6.3)

а = ^ -е + ——^-е2

Эе

2 ! Эе2

 

 

значительно превосходит все остальные. Соотношение (6.2) в этом случае можно переписать в виде

а = Ег,

(6.4)

где Е —модуль упругости материала при его одноосном растяже­ нии-сжатии.

Открытие Гуком упругого закона вызвало весьма большой интерес научного сообщества; опыты Гука демонстрировались са­ мому королю Англии Карлу II. Поспешно обобщая свои резуль­ таты, Гук заявлял: «Линейную зависимость можно наблюдать не только в этих телах, но и любых других упругих материалах, будь то металл, дерево, камни, спекшаяся глина, волос, шелк, кость, сухожилия, стекло и тому подобное».

Тем не менее не все ученые того времени разделяли оптимизм в универсальность линейного закона. В 1687 г. Яков Бернулли про­ вел опыты со скрипичной струной, изготовленной из кетгута (cat gut —кошачья кишка), показавшие нелинейность реакции. Готф­ рид Вильгельм Лейбниц, прочтя трактат Гука, в письме Христиа­ ну Гюйгенсу в 1691 г. высказал осторожное недоверие линейному закону и попросил его прислать эксперименты, которые тот про­ водил по этому предмету. Гюйгенс признался, что он согласен с результатами Гука, но только если пружины будут растянуты не­ значительно. И только в 1849 г. Британская королевская комис­ сия, назначенная для исследования применения железа для желез­ нодорожных сооружений, «отменила» закон (6.4) в пользу парабо­ лической зависимости

ст = А е-В е2.

Заключение комиссии основывалось на почти двадцатилетием детальном изучении данных экспериментальных исследований на образцах из железа.

И все же факт, что при достаточно малых деформациях меж­ ду последними и напряжениями в металлах была обнаружена ли­ нейная зависимость, привел к господству идей линейной теории уп­ ругости в течение почти трех столетий. Исключительное значение результатов этой теории подчеркивал Джеймс Фредерик Белл: «Если бы в 17 веке для твердых тел наблюдались исключительно нелинейные зависимости между напряжениями и деформациями, то большинство достижений в физике и технике, имевших место за прошедшие 200 лет, задержалось бы на несколько столетий» [9]. Механики-естествоиспытатели получили возможность продвигать­ ся вперед, развивая линейную теорию упругости, а вслед за ней и математический аппарат, пригодный для построения моделей мно­ гих других явлений и процессов.

Из этой истории мы можем видеть, что линейная модель уп­ ругости занимает только определенную нишу в теории упругости. Этот факт в естествознании —достаточно общий. Как правило, любая линейная теория справедлива в ограниченных простран­ ственных и временных рамках и при малой интенсивности воздей­ ствий на изучаемую систему. Например, архитектор без ущерба для своего дела может не принимать во внимание кривизну земной поверхности, поскольку размеры рассматриваемого им участка малы по сравнению с радиусом Земли (= 6400 км). Точно так же конструктор авиационной или космической техники в своей работе

вполне сможет обойтись ньютоновской классической механикой, не прибегая к теории относительности, поскольку последняя «всту­ пает в силу» при скоростях, соизмеримых со скоростью света (с = * 300 000 км/с). При меньших скоростях v нелинейностью в ос­ новных законах можно пренебречь с точностью до малых поряд­ ка (v/c)2.

Если же мы изучаем явление, не являющееся линейным в интересующих нас рамках, то, взяв в качестве первого приближе­ ния линейную модель, мы можем не получить даже качественно­ го его описания. Нелинейность в таких явлениях принципиальна. Об этом свидетельствует целый ряд фактов, некоторые из них приведены в настоящей главе.

6.2. ПОЛЯ, СПЛОШНЫЕ СРЕДЫ И УРАВНЕНИЯ

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ. ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ И ПРИНЦИП СУПЕРПОЗИЦИИ

Часть, в некотором смысле, больше целого...

Общее утверждение должно доказываться легче, чем любой его частный случай

Дж. Сильвестр

Ранее мы говорили о линейной функции. Более богатые моде­ ли дают нам уравнения математической физики, которые также могут быть линейными или нелинейными. Можно сказать, что математическая физика —это наука, изучающая математические модели физических явлений. Уравнения математической физики — это чаще всего дифференциальные уравнения в частных производ­ ных, описывающие процессы в пространстве и времени. Таким образом, искомые функции должны иметь не менее двух аргумен­ тов; дифференциальные уравнения для функции одного аргумен­ та относятся к классу обыкновенных дифференциальных уравне­ ний. В общем случае мы рассматриваем процесс в области (воз­ можно, неограниченной) трехмерного евклидова пространства, т.е. на такой области определено физическое поле, которое изменяет­ ся со временем. Одно из первых уравнений этого типа появилось благодаря Пьеру Симону Лапласу. Лаплас с недоверием относил­ ся к закону Всемирного тяготения Ньютона: как планеты, нахо­ дясь на колоссальных дистанциях, могут действовать друг на дру­ га? Лапласу казалась реальнее концепция контактной передачи

усилия (короткодействие) от одной планеты к другой, посредством эфира. Введя в рассмотрение эту субстанцию, поле, заполняющую трехмерное пространство, он получил для нее уравнение, которое сейчас называют уравнением Лапласа. Концепция эфира не под­ твердилась, но оказалось, что это уравнение описывает многие ста­ ционарные процессы в сплошных средах: равновесие линейно-уп­ ругого тела, потенциальное течение вязкой жидкости, стационар­ ные распределения электрического и температурного полей в теле и т.д.

Скажем несколько слов о модели сплошной среды. Обычно рас­ сматриваемые нами поля определены в области геометрического пространства. Поле при этом оказывается как бы внешним, удоб­ ным для наблюдения и непрерывно заполняющим область матема­ тическим объектом. Механики имеют дело с полем материала, вложенного в это пространство, причем на этом материале обыч­ но рассматриваются и другие поля (например, температурное). Физики работают, например, с электромагнитным или гравитаци­ онным полями, для которых «механический носитель» не требу­ ется. Необходимо различать внешнее пространство и поле, по­ скольку последнее изменяется во времени (движется, течет, дефор­ мируется) относительно внешнего пространства, с которым (будем считать) жестко связана система отсчета наблюдателя. Оказывает­ ся, что реальные материальные среды вовсе не непрерывно запол­ няют пространство: при рассмотрении их вблизи они оказывают­ ся разрывными, состоящими из расположенных в пространстве зерен, гранул, молекул, атомов. Следовательно, и измеряемые на них физические поля с точки зрения внешнего геометрического континуума также не могут считаться непрерывными. Какую бы среду и на каких бы масштабах мы не рассматривали, объем, в котором сосредоточено собственно само вещество, оказывается много меньше объема тела. Но, несмотря на то, что все тела «со­ стоят из пустоты», в практически малых объемах всегда оказыва­ ется огромное число частиц. Поэтому мы можем «размазать мате­ рию», т.е. полагать материальную среду и поле на ней непрерыв­ ными на масштабах, много больших по сравнению с характерными масштабами строения среды и осцилляций поля на ней. Приме­ няя аппарат обычного дифференциального исчисления, мы долж­ ны осознавать, что работаем с уже осредненными полями (конеч­ но, осредненное поле далеко не всегда полностью характеризует нам исходное поле). В механике модель сплошной среды приме­ няют к газам, жидкостям и твердым телам.

Понятие линейности пришло в область дифференциальных уравнений, по-видимому, из геометрии. В линейном пространстве

X, как известно, определены и замкнуты композиции ссс+Ру для

любых элементов х, у из X и любых действительных чисел а, р. Рассмотрим пару и-мерных линейных пространств X, Y и отобра­ жение L, переводящее элементы X в Y. Оператор L называется ли­

нейным, если из соотношений L(xi) = yi, L(x2 ) = y2 для любых а,

Р следует L(axl + pxj) = ау{+Ру2.

Но можно рассматривать линейные пространства функций, являющиеся бесконечномерными линейными пространствами, а оператор L —дифференциальным. Тогда на дифференциальное уравнение

А*) = /

(6.5)

можно смотреть как на оператор, отображающий одно функцио­ нальное пространство в другое или в себя, если рассматривать пространство бесконечно гладких (аналитических) функций. В ка­ честве L будем рассматривать линейный дифференциальный опе­ ратор в частных производных, а в качестве функций х = х(г), f —f ( r) функции аргумента г, четырехмерного пространства-вре­ мени.

Нетрудно убедиться, что множество решений однородного дифференциального уравнения L(x) = 0 образуют линейное про­ странство (возможно, состоящее из одной тождественно нулевой функции), являющееся подпространством X и называемое ядром оператора L. Обозначим х0 произвольный элемент ядра. Очевид­ но, если Xj— какое-либо решение неоднородного уравнения (6.5), то общее решение (6.5) запишется в виде

х = х0 + Ху.

Элемент х0 конкретизируется из граничных и начальных ус­ ловий задачи (иначе наша задача может иметь «слишком много» решений, если вообще они есть).

Если мы разобьем функцию в правой части (6.5) f —f\ + / 2 , то в силу линейности нашего оператора (в предположении одина­ ковых граничных условий) решение уравнения запишется в виде х = XQ + Xfl + Хд, где x/i и Ху2 —решения соответственно уравнений L(x) = /j и L(x) = f2. Можно ожидать, что, представляя функцию в правой части разложением в ряд Фурье, получая частное реше­

ние для каждой его гармоники и составляя аналогичный ряд из частных решений, мы получим частное решение исходного урав­ нения. Этот путь, использующий принцип суперпозиции, действи­ тельно приводит к результату.

На этом пути можно пойти еще дальше —научиться решать уравнение, у которого в правой части стоит дельта-функция Ди­ рака:

Ц х) = 8(г-г'),

(6 .6)

где г' —некоторая фиксированная, а г —по прежнему произволь­ ная точки пространства-времени. Физики «изобрели» и пользова­ лись дельта-функцией для решения уравнений в частных произ­ водных давно. Саму дельта-функцию нет нужды определять, по­ скольку она используется только на промежуточных этапах решения данных уравнений, —достаточно знать, что для любой «допустимой» функции /(г):

J f(r)8(r-r')dr = f(r').

(О смысле «допустимости» говорить не будем, поскольку здесь нам важно показать идею метода.) Это делает возможным представить правую часть (6.5) как бесконечную интегральную сумму

f( f) =J/(0 8 (г - г')dr' Тогда, если x(r) = G(r - г') —решение (6 .6),

то вследствие принципа суперпозиции решением (6.5) будет

x(r) = jf(r')G (r-r')dr'

Функцию G{r) называют функцией Грина оператора L (при оп­ ределенных граничных условиях).

Как мы видим, для решения линейных уравнений матема­ тической физики разработан аппарат, использующий принцип су­ перпозиции. Продемонстрируем его, решив одномерное волновое уравнение

d2v

(6.7)

dt2

Это уравнение описывает распространение линейных волн v(x, t) различной физической природы. Например, (6.7) можно