Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История культурологии.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
2.99 Mб
Скачать

17.4. Деньги и финансовые расчеты

В материальную культуру общества Ф. Бродель включает денежную систему, называя ее "древним техническим средством", предметом вожделения и интереса людей. Денежное обращение предстает как инструмент, как структура и глубокая закономерность всякой, слегка продвинувшейся, системы обменов. Деньги наслаиваются на все экономические и социальные отношения.

Это "чудесный индикатор", позволяющий судить обо всей деятельности людей, вплоть до самых скромных явлений их жизни. Звонкая монета тысячами путей внедряется в повседневную жизнь: арендная плата и кредиты, пошлины и налоги, цены на рынках и заработная плата - сети раскидываются повсюду.

Деньги - это "кровь общественного организма", они помогают обращению товаров, накапливают капитал, свидетельствуют о нищете и богатстве. Денежные системы многообразны и кажутся таинственными. Это своеобразные "языки" культуры и цивилизации, призывающие к познанию и диалогу. Деньги являются эталоном в реализации обмена товарами.

Уже в давние времена в разных странах существовали "примитивные" деньги. Это могла быть соль, хлопковая ткань, медные браслеты, бусы, золотой песок на вес, кораллы и драгоценные камни, раковины, животные, птицы, сушеная рыба - всего не перечесть. Подобные архаичные формы обмена долго сохраняются под тонкой "кожицей" развитых денежных систем и при кризисах или перепадах в экономике вновь возрождаются в виде "бартерных сделок" и натурального обмена.

Над этими примитивными формами надстраивались металлические деньги, золото, серебро, медь. Каждый из них имел свою зону действия - для крупных, средних и мелких сделок и расчетов. Монеты ускоряли денежное обращение, накапливались в виде ценностей, текли потоком в разные страны, повышались в цене и падали, меняли своих владельцев.

Уже в XVI в. появляются бумажные деньги - банковские билеты и "бухгалтерские" - платежи через счетные книги, или "книжные деньги". В обмене стали участвовать платежные ордера, обязательства, расписки, кредит. В XVII в. появляются банковские билеты, векселя и широко применяются в коммерции.

Постепенно в течение веков усложнялась денежная система; чем более экономически развитой становилась страна, тем многообразнее становились ее денежные и кредитные инструменты, стимулируя производство и потребление. Деньги не только средство экономического обмена, они имеют социально-культурную ценность, создавая образы скупости и расточительства, богатства и бедности, определяя пределы возможного и невозможного.

17.5. Город как центр цивилизации

В заключительной главе I тома Ф. Бродель рассматривает город как центр и воплощение цивилизации со всеми позитивными и негативными чертами и последствиями. Города - это как бы электрические трансформаторы: они повышают напряжение, ускоряют обмен, они беспрестанно вершат жизнь людей.

Город - судьба мира. Все поворотные моменты роста выражались во взрыве урбанизации, - пишет Ф. Бродель. Он анализирует ряд способов классификации городов по различным признакам: политический подход выделяет столицы, крепости, административные центры; экономический - порты, центры караванной торговли, торговые города, промышленные города, финансовые центры. Социальный подход представляет перечень городов - рантье, церковных, княжеских резиденций, ремесленных центров. Можно продолжать подобную классификацию по культурным, религиозным, научным и иным признакам.

Существуют города открытые, соединенные с ближайшим сельским окружением ; или же замкнутые, закрытые в своих границах В зависимости от своего положения менялись темпы развития городов, преобладающие виды занятий и даже их судьба.

Открытой системой был античный полис, греческий или римский. Из предместий люди собирались на площади для решения общих дел, в нем укрывались в случае опасности.

Средневековый город представлял замкнутую и самодостаточную единицу. Пройти за его крепостные стены - все равно, что пересечь государственную границу. Среди граждан были две категории - "частичные", которым нужно было прожить не менее 15 лет в городе, чтобы стать горожанином. Вторую категорию составляли "полноправные", имеющие, по крайней мере, 25 лет постоянного жительства. Они имели привилегии, были меньшинством, "маленьким городом в самом городе".

В Марселе XVI в., чтобы получить гражданство, нужно было иметь "десять лет постоянного проживания, владеть недвижимым имуществом, жениться на городской девице". В этих городах большую власть имели династии ремесленной и купеческой знати - суконщики, бакалейщики, меховщики, чулочники.

Города, находящиеся под опекой центральной власти, - это королевские резиденции, центры католической церкви. Они владели деньгами, распределением привилегий и почестей.

Столицы - особый тип городов: они быстро росли экономически, становились многонаселенными, создавали мощный национальный рынок, притягивали ремесленников и художников для украшения, славились контрастами богатства и бедности.

Описывая жизнь и быт многих крупных городов мира, Ф. Бродель особый раздел посвящает «Санкт-Петербургу в 1790 г.», приводя различные сведения из путеводителя И.Г. Георги, жившего в эпоху Екатерины II.

Санкт-Петербург был основан Петром I 16 мая 1703 г. Он был именно тем «окном» в Европу, которое Петр Великий пожелал открыть для неудержимо развивающейся жизни своего народа, - отмечает Ф. Бродель.

Но выбранное место было чрезвычайно сложным и неудобным для застройки. Потребовалась несгибаемая воля, чтобы возник город на болотистых землях, многочисленных островах. Тревожный уровень воды, наводнения создавали непрерывную угрозу. Пушечные выстрелы, белые флаги днем, зажженные фонари, непрерывный колокольный звон дополняли городской облик. Городу надлежало приподняться над смертельной опасностью. Поэтому необходимы были каменные фундаменты, укрепленные гранитом набережные, специально вырытые каналы, мощеные улицы.

Это была колоссальная работа, а городское строительство было дорогостоящим. Санкт-Петербург был оживленной строительной площадкой. По Неве шли баржи, груженные известью, камнем, гранитом, сплавом леса. Биржа и таможня, невский плес превратились в оживленный порт у моря. Нева была главной магистралью города. Она давала питьевую воду, которая была безупречной; зимой превращалась в санный путь и место народных гуляний. Существовала даже особая профессия "пильщиков льда" для снабжения погребов, расположенных в первых этажах домов.

В 1789 г. в Санкт-Петербурге проживало 217 948 человек, причем мужчин было в два раза больше, чем женщин. Это был город придворной аристократии, армейской молодежи, служилого люда. Православные церкви соседствовали с протестантскими и католическими храмами, молитвенными домами раскольников. Не найти другого такого города в мире, где всякий житель говорил бы на стольких языках. Даже среди слуг самого низкого ранга нет таких, что не говорили бы по-русски, по-немецки и по-фински, а среди лиц, получивших какое-то образование, нередко встречаются такие, которые говорят на восьми или девяти языках. Иной раз они из этих языков образуют довольно забавную смесь, - таков был столичный Санкт-Петербург XVIII в.

Большие города - это своеобразный "тест", показывающий уровень развития культуры и цивилизации. Они создают современное государство, но и сами являются результатом экономического и социального развития общества. В них постепенно или ускоренно менялся мир старого порядка, возникал новый тип горожанина, с особым характером и стилем жизни. Ф. Бродель отмечает, что петербуржцу присущи вкусы столичного жителя, сформировавшегося во всех отношениях по образу и подобию вкусов двора. Последний задавал тон своими запросами, своими празднествами, бывшими в такой же степени торжествами всеобщими, с великолепной иллюминацией на здании Адмиралтейства, на официальных зданиях, на богатых домах.

Не только национальный характер свойствен человеку, но и город вносит особые черты в его ментальность, придавая своеобразие манерам общения, способу мировосприятия, стилю речи, тем самым увеличивая реальное многообразие и уникальность личности.

Заканчивая обзор тех сюжетов, которые были предметом анализа Ф. Броделя, необходимо подчеркнуть, что концепция материальной культуры и цивилизации современна, ибо в ней постоянно ощущается проблематика XX века: соединение инерции и ускорения, длительности перемен, сочетания архаичных форм и новаторских достижений. Выбор альтернативных путей развития увеличивают ответственность человека за судьбы культуры и цивилизации.

Многообразие форм материальной культуры дает возможность построить модель или даже "грамматику", экономической жизни общества.

Ф. Бродель неоднократно возвращается к образу "Дома". Если первый этаж - это прочный, традиционный фундамент, то над ним еще возвышаются два этажа. Я убежден, - пишет Ф. Бродель, - что такое разделение вполне ощутимо, что и действующие силы, и люди, их действия и характер мышления, "ментальность", не одни и те же на этих разных этажах.

Существует определенная иерархия, где верхние этажи опираются на нижние, образующие самый толстый слой в рамках одной социальной реальности. Надо иметь в виду, что контакт между этажами материализуется в тысяче неприметных точек: рынках, лавках, ярмарках, складах, магазинах, оптовой и розничной торговле - всюду выявляются их соприкосновение, соперничество и конкуренция. На верхнем этаже - биржевых операциях, банковских расчетах - начинается "теневая зона" могущественного капитала.