Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История культурологии.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
2.99 Mб
Скачать

8.2. Три стадии исторической эволюции народов

Книга «Цивилизация и великие исторические реки» была впервые опубликована после смерти Л.И. Мечникова в1889году и вызвала немало как положительных, так и отрицательных откликов. О ней писали немецкий ученый, представитель школы диффузионизма Ф. Ратцель, русский философ В. Соловьев, философ Г.В. Плеханов.

В русском переводе она сначала вышла в журнальном варианте в 1897г., отдельным изданием, но с цензурными купюрами в 1899.г и полностью в 1924году. Но затем она попала в опалу за методологические позиции, не совпадавшие с марксистским пониманием истории. Его обвиняли в географическом детерминизме, а в политике - в анархизме. Этого было достаточно, чтобы предать его имя забвению. Лишь в 1995 году его труд был переиздан в России.

Книга отразила идеи эволюционизма, столь популярные в Европе и России того времени. Обсуждались перспективы прогресса в истории, получила распространение концепция культурного диффузионизма и роли культурных контактов. Автор был знаком с работами Г. Спенсера, Ш. Монтескье, О. Конта, этнографов А. Бастиана, Т. Вайца, Ш. Летурно, Ю. Липперта, Ф. Ратцеля. Ссылки на их труды имеются в тексте книги. Это свидетельствует о теоретической эрудиции Л.И. Мечникова.

В основу книги положены тексты лекций, что наложило отпечаток на язык и стиль изложения. Она логически последовательна, имеет четкое деление на 11глав, сохраняет интонацию диалога с читателем. По воспоминаниям современников, Л.И. Мечников писал достаточно быстро, почти всегда набело, умел сосредоточиться в любой обстановке, опирался на свою прекрасную память, личные впечатления и почти энциклопедические знания.

Условно можно выделить основные теоретические проблемы.

Во - первых, обсуждение идеи прогресса в истории цивилизации, выделение трех периодов эволюции общества и культуры. Этому посвящены 1 и 2-я главы.

Во – вторых, влияние природной среды на процесс становления и развития мировых цивилизаций и человеческих рас. Географический синтез истории, человеческие расы, среда: главы 3 – 5.

В- третьих, обоснование закона трех фазисов исторического развития мировых цивилизаций и выделение « Речной», «Морской»,«Океанической» эпох. Главы 6-7: великие исторические периоды и области речных цивилизаций.

В – четвертых, описание речных цивилизаций Египта, Месопотамии и Ассиро – Вавилонии, Индии и Китая. Главы 8 – 11.

Таково строение и основные проблемы культурологической концепции Л.И. Мечникова.

Рассмотрим их более подробно.

Прежде всего следует определить понятие цивилизации, которое он использует в своем труде. Он ссылается на книгу французского ученого П. Мужоля « Статика цивилизации» и разделяет его точку зрения. Понятие цивилизации охватывает собою:

1)совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком;

2)сумму идей и технических приемов, находящихся в обращении;

3)степень совершенства науки, искусства и промышленной техники;

4)состояние семейного и социального строя и всех существующих учреждений.

В целом это достаточно сложное и емкое понятие включает состояние частной и общественной жизни, взятое в совокупности.

В этом определении при всей широте охваченных социальных явлений, оно служит для Л.И. Мечникова обоснованием идеи прогресса. « Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения»164.

Но обоснование критериев прогресса - задача не только сложная, но и вызывающая немало споров и дискуссий.

Наиболее простым критерием можно считать усовершенствование техники. Действительно, история техники наглядно подтверждает эту идею. Значительно труднее обнаружить критерий общественного развития.

Л.И. Мечников считает, что несомненным доказательством прогресса в истории является непрерывная эволюция социальной связи между людьми, нарастание общечеловеческой солидарности.

Существуют различные виды добровольной ассоциации людей, кооперации их усилий для решения жизненно важных задач.

Высшим типом объединения являются союзы на основе свободы, самосознания и взаимного договора. Они представляют более прогрессивную общность в отличие от тех, которые объединяются под влиянием принуждения, насилия или власти. Этот критерий соответствовал политическим воззрениям Л.И. Мечникова как анархиста.

Любой народ обладает всеми перечисленными признаками цивилизации. Каждый народ обладает орудиями труда, техническими изобретениями, использует огонь, имеет язык, подчиняется семейному строю и социальной организации, пользуется средствами транспорта и сообщения. В этом смысле любой народ цивилизован. « Все это скромное культурное «имущество» является наследием многих поколений, оно составляет сумму приобретенных благ; народ, обладающий этими благами, уже имеет свою историю, правда, неписаную, а, следовательно, имеет право на причисление себя к семье цивилизованных народов».165 Конечно, между этими крайними звеньями в общей цепи эволюции существует немалая дистанция. Но при этом обнаруживается влияние субъективных оценок и симпатий.

Л. И. Мечников определяет три стадии исторической эволюции народов3:

1. Низший период характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных с внешней силой.

2. Переходный период отличается преобладанием подчиненных союзов и группировок, объединенных между собой благодаря социальной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации.

3. Высший период, основанный на преобладании свободных союзов и групп, возникающих в результате свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности. Этот период только начинается и принадлежит будущему. В его основе три принципа: свободы — уничтожение всякого принуждения; равенства — ликвидация несправедливых делений и привилегий; братства — солидарной согласованности индивидуальных сил, заменяющих борьбу и разъединение, ведущих жизненной конкуренции.

История мировых цивилизаций может обрисовать каждый из трех актов этой величественной драмы и кровавого шествия человечества по пути прогресса.

В первом периоде находились четыре великие культуры — египетская, ассирийская, индийская и китайская. Эти культуры характеризовались беспримерным развитием деспотизма и обожествлением угнетателей. Социальный строй развил принцип власти до неслыханных размеров. Власть абсолютного повелителя — бюрократическая в стране фараонов, жестокая и военная в Месопотамии, мрачно-величавая и жреческая в Индии, патриархальная и тщательно уравновешенная в Китае — "эта власть была главной основой этих древних цивилизаций, среди которых с большим трудом можно заметить зачатки позднейшей социальной дифференциации, утопающие в волнах рабства"4, — отмечает Л. И. Мечников.

В Древнем Египте ни один человек не имел прав больше, чем его наделял каприз фараона. В брахманской Индии произвол верховного повелителя и жрецов ограничен невозможностью для властителя сделать человека низшей касты членом касты высшей.

Второй период в истории мировых цивилизаций начинается с появлением финикийцев. Отныне начинается постепенный упадок восточных деспотий и формируются основы федеративно-республиканского строя. В эту эпоху господствующим фактором политической истории становится олигархия. Наиболее чистая форма классической демократии — афинская республика, а также и более поздняя народная флорентийская коммуна — были разновидностью олигархии. На этих принципах господствующей формы угнетения и власти над человеком строились все государства. К ним относятся рабство для древних деспотий и олигархий, крепостничество — для феодальных государств средних веков, система наемного труда за плату — для новейшего времени.

Во всех этих формах сохраняется в той или иной степени власть над человеком, возможность принуждения и вознаграждния, ограничения прав и свобод.

Третий период начинается с принятия знаменитой "Декларации прав человека и гражданина", документа Великой французской революции 1789 г. Но прошедшее столетие, отмечает Л. И. Мечников, не смогло окончательно ввести эти принципы в наши социальные учреждения, а без этого невозможен дальнейший прогресс.