Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История культурологии.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
2.99 Mб
Скачать

Слово к читателю

В основу этой книги положен курс лекций, прочитанный в течение многих лет в Санкт-Петербургском государственном Университете культуры и искусств; в Республиканском гуманитарном институте при Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт- Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Это позволило постоянно корректировать курс, выбирая наиболее интересные имена и проблемы, чувствовать внимание аудитории к стилю изложения. Мне всегда хотелось, чтобы слушатели не просто запомнили те или иные концепции, подходы, идеи в изучении культуры, но чтобы авторы стали для них "близкими знакомыми". Чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряженность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драматизм событий эпохи и личной жизни. Как это удалось - судить читателю. Возможно именно поэтому в книге так мало критических замечаний, полемики и несогласия с авторами.

Для этого есть и иные причины.

Во-первых, в отечественном обществоведении слишком сильна была критическая литература, односторонне излагавшая взгляды мыслителей, придерживавшихся иной методологии. Важно было знать не оригинальность концепции, а "чего не понял Фейербах", как мы говорили в студенческие годы. Вот этой легкости в обращении с классическим наследием, когда всемирно известный ученый становится жалким недоучкой, мне хотелось избежать.

Во-вторых, читатель сам должен формировать свою позицию и свое отношение к теоретическим идеям, получая лишь импульс для последующих занятий. Эта возможность открыта, ибо вся литература теперь доступна, переведена и издана. Очерки могут выполнить функцию путеводителя в почти безбрежном море культурологического знания, дать представление об огромной мыслительной силе ученых, их исторической, социальной, культурологической эрудиции, позволившей создавать оригинальные труды и концепции.

В-третьих, мне хотелось особенно подчеркнуть и выделить индивидуальность литературного стиля и почерка каждого автора, его мировосприятие, предчувствие социальных и духовных катастроф, кризисов и конфликтов.

О каждом мыслителе можно сказать, что он был Пророком. Поэтому столь актуальны и современны культурологические труды. Иногда трудно освободиться от чувства исторической дистанции, удаленности исторического контекста, кажется, что они написаны "про нас", "здесь и сейчас". Очевидно, именно в этом заключена неувядаемость классического духовного наследия.

Наконец, есть еще одно дополнение, которое необходимо принять во внимание. При обсуждении рукописи мои коллеги просили объяснить, чем я руководствовалась при выборе именно этих, а не других культурологов.

Мне кажется, что, приступая к изучению культурологии, необходимо обладать знанием классических и всемирно известных авторов, составляющих основной корпус науки о культуре. Без них нельзя "двигаться дальше". Эволюция идей о культуре шла не в одном, а многих направлениях, и это многообразие отражено в данной книге. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.

Этой книге предшествовали два учебных пособия: « История культурологии: идеи и судьбы» (СПб., 1996, 16, 5 п.л.,1000экз) и «Очерки по истории культурологии» (СПб., 1998, 25 п.л., 1000 экз). Обе книги были раскуплены в течение нескольких месяцев. Это убедило меня в том, что они вызывают интерес у студентов и преподавателей. Поэтому я продолжила эту работу и внесла в нее много изменений.

Во - первых, был написан раздел 1. «Теоретические проблемы культурологии», из 7 глав. Многие аспекты и направления культурологии освещаются впервые.

Во- вторых, в разделе 2. « История культурологии в лицах: биографии и творчество» представлено ряд новых имен, дополнено изложение новыми материалами.

В- третьих, изменена последовательность представления ученых, введены параграфы, позволяющие сосредоточить внимание на конкретных проблемах.

И еще одно, возможно, любопытное признание, но которое я делаю не в первый раз.

Обычно, заканчивая книгу, хочется скорее поставить точку, "подвести черту" под исследованием. За время работы оно успевает надоесть, возникает желание заняться чем-то другим. Ничего подобного со мной и на этот раз не произошло. Наоборот, возникло стремление продолжить исследование истории культурологии, ибо сделаны в этом направлении лишь первые шаги.

Нуждается в глубоком изучении история русской культурологической мысли, включая культуру Русского Зарубежья. Интересно представить, как развивалось культурология в других странах. Настало время более подробно и обстоятельно исследовать вклад советских ученых, писателей, искусствоведов, педагогов, которые содействовали становлению и развитию культурологии в России. Хочется надеяться, что эти исследования привлекут молодых ученых. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает не только интеллект, но и вызывает состояние душевной гармонии в общении с миром и другими людьми, открывает новые горизонты в познании культуры. Я выражаю искреннюю благодарность Международному фонду "Культурная инициатива", Академии гуманитарных исследований и Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию за предоставленную мне возможность начать это исследование еще в 1994 году, участвовать в конкурсе "Гуманитарные науки - гуманитарному образованию". Это был первый, но очень важный импульс в работе над темой.

Особая благодарность Ректору Санкт- Петербургского Государственного Университета культуры и искусств, доктору исторических наук , профессору П.А. Подболотову за доброжелательную поддержку научных исследований.

Благодарю моих коллег по кафедре теории и истории культуры Санкт- Петербургского государственного Университета культуры и искусств, а также коллективы кафедр культурологии Российского гуманитарного института и Санкт- Петербургского Университета профсоюзов; рецензентов, высказавших ценные замечания и предложения; моих студентов и аспирантов.

Светлана Иконникова.