Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История культурологии.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
2.99 Mб
Скачать

4.2 Культурное пространство как “Дом”

Культурное пространство страны— это “Дом”, среда повседневного обитания людей. В нем они живут, общаются между собой, учат детей и работают, ходят за покупками, посещают храмы и театры, отдыхают и занимаются спортом.

Люди любят дом прочный и безопасный, надежный и открытый, добрый и теплый, красивый и интересный.

Культурное пространство как “Дом” выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку. Эта атмосфера соучастия и сочувствия особенно необходима человеку. Недаром так хорошо отзываются о приветливости петербуржцев-ленинградцев, которая стала знаком городской культуры.

Культурное пространство- это не только родные просторы и памятники культуры, но и чувство “ родственной” близости, населяющих его людей. Образы культурного пространства как “семейного гнезда”, спасительного ковчега прочно укоренились в народном самосознании.

Духовная оторванность от дома, утрата связи и близости, даже при сохранении места обитания, порождает чувство “бездомности”.

В Петербургском журнале “Ступени”, опубликованы “материалы Круглого стола”, посвященного проблеме “Дома”. В выступлениях обсуждались несколько моделей для описания специфики организации жизни в культурном пространстве. Приведем некоторые из них.

“ Дом- очаг». Это наше маленькое солнце, его лучи связывают нас невидимыми нитями. В таком доме нет места бездействию и лени, так как очаг нужно постоянно поддерживать, заботиться о нем. Он дает человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой.

Идея культурного пространства как домашнего очага есть у всех народов мира. И сейчас эта идея близка многим: построить “Дом” как универсальное здание нашего микро -и- макрокосмоса.

“Дом-очаг”- пока далекий идеал, но его достижение возможно, хотя бы в пределах родного дома, края или города как “малой родины”.

Другую модель представляет “Дом-крепость”. Его главным назначением является охрана культурного пространства от внешних влияний и посягательств. В его основе заложен архетип врага, который может нарушить покой, нанести вред, унизить достоинство. Поэтому главной заботой его обитателей является возведение крепостных стен, сторожевых постов, смотровых башен и пограничных полос. Идея “железного занавеса” тоже выражает архетип “Дома- крепости”.

Еще более отчужденную модель культурного пространства представляет “Дом-тюрьма”. Его двери плотно заперты и все обитатели живут в “запечатанном пространстве”. Жизнь в таком пространстве заторможена, резкие перемены опасны, труд бессмыслен, очаг не греет. Иерархия и диктат силы сторожей удерживают всех вместе. В таком пространстве все подвержены страху, постоянно ожидают коварства и предательства. Главный враг тот, кто покушается на эти нерушимые порядки и пытается стереть с себя клеймо раба.

Модель “Дома- кладбища” также безрадостна. Из него ушла жизнь “отлетела” душа, погас очаг. Всюду тьма, грязь, разруха, запустение. Человек в таком пространстве чувствует бессмысленность своего существования, он одинок и бессилен. Тоска и уныние парализовали его волю и желание действовать.

Покой и лень порождают равнодушие ко всему, человек влачит существование, находясь между жизнью и смертью.

“Дом-вокзал”- выражает отношение к культурному пространству как к временному пристанищу, укрытию во время скитаний.

Это “казенный дом”, где лишь пользуются услугами, не внося ничего своего. В нем человек пребывает, а не живет полноценной жизнью. Он подчиняется заранее установленному порядку, зная, что его нарушение приведет к расплате. Ожидание перемен и желание покинуть временный приют определяют душевное состояние человека.

“Сумасшедший дом”- такой тип культурного пространства тоже заслуживает внимания. В нем есть относительный порядок, но его отличительной особенностью будет замкнутое одиночество. В таком доме каждый слышит только сам себя и не способен к диалогу и общению. В нем угасает очаг, дающий тепло, потому что никто не заботится об общем благе.

“Дом- келья”-тоже своеобразное одиночество и заточение. Созданное пространство намеренно отгорожено от внешнего мира. Довольствуясь малым, все помыслы направлены на служение идее личного духовного совершенствования, творчества, но его мало трогают бури и невзгоды за пределами укрытия. Больше всего ценится покой и возможность погружаться в привычные занятия и размышления.

“Дом-чаша”- воплощает стремление людей к максимальному насыщению пространства многочисленными полезными и бесполезными вещами. Накопительство, стремление не отстать от других, “быть как все”, но при этом не проявляя заботы о духовном благополучии тоже способно сделать дом холодным и временным пристанищем.

“Дом как любовь” является наиболее точным отражением самого главного назначения культурного пространства. Важен не только тот материал из которого строится дом, а те духовно-душевные отношения, дающие возможность ощутить радость бытия. Такой дом начинают строить “с крыши”, с тех духовных ценностей, которые обеспечивают взаимное притяжение люде

“Дом как любовь” определяет весь спектр человеческих отношений: к природе и материальному обустройству жизни, к детям и старикам, к историческим традициям и современному новаторству. Он выявляет духовные потенциалы человека и способствует их реализации. Культурное пространство должно быть “овеяно” любовным отношением, только тогда оно становится желанным.

Культурное пространство это своеобразное зеркало, которое отражает множественные модели Дома. Некоторые из них весьма прочно укоренились в жизни, другие мелькают пунктиром, третьи - вообще призрачные тени прошлого.

“Дом” может быть богатым и бедным, ухоженным и запущенным, желанным и нелюбимым, добрым и злым, теплым и холодным, открытым и закрытым. Важно иметь в виду как насыщенность культурного пространства ценностями, так и динамику перемен.

Поверхностный прагматизм и вульгарный материализм нанесли большой ущерб культурному пространству России, вызвав распространение примитивизма и варварства. Разрушение городских и сельских храмов, осквернение исторических памятников, опрощение и засорение русского языка, беспорядочность и захламленность застройки, загубленные водоемы и мертвые ландшафты, уничтожение старинных жилых кварталов, пренебрежение к русским национальным истокам и традициям народной культуры— все это нанесло колоссальный ущерб культурному пространству России. Потребуется немало сил и времени для его восстановления.

Важно понять, что культурное пространство - национальное достояние России и каждый несет ответственность за его сохранение и развитие. Преодоление социально-политических барьеров, усиление культурных контактов может стать основой процесса интеграции. Культура обладает колоссальной притягательной энергией и силой сплочения людей. Оно дает радость личного общения, постижения культурных ценностей как необходимого условия человеческого существования.