Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Природа Смоленской области Шкаликов.doc
Скачиваний:
134
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
5.95 Mб
Скачать

Широколиственные леса

Эти леса, некогда господствующие в Центральной России, наряду с другими типами коренных лесов занимают в Смоленской области небольшую площадь.

К широколиственным породам на Смоленщине относятся дуб, ясень, клен, вяз и липа. Согласно представлениям многих ученых, в зоне смешанных широколиственно-хвойных лесов дуб признается глав­ной породой примеси широколиственных видов. Но есть другое мне­ние, согласно которому с продвижением широколиственных пород на север изменяется их соотношение. В южных районах распространения широколиственных лесов господство принадлежит дубу, а в северных, в т. ч. в зоне смешанных лесов, возрастает роль липы с тем или иным участием дуба. Это можно объяснить различиями биологических осо­бенностей дуба и липы. Дуб, как ксеромезофит, связан с более сухим и жарким климатом, а липа в своем распространении тяготеет к зоне с достаточно влажным и умеренно-теплым летом. Позиция липы уси­ливается еще и ее способностью размножаться отводками. С. Ф. Курнаев [26] считает, что в прошлом липняки были широко распростране­ны на севере зоны широколиственных лесов, а на границе контакта липовых лесов с елью должны были формироваться хвойные насажде­ния, смешанные не с дубом, а с липой.

Анализ современного состояния широколиственных пород в лесах Смоленской области в определенной степени соответствует представле­ниям Курнаева С.Ф. Ныне в лесах федеральной собственности более 2 тыс. га липы, 2082 га — липы в НПП «Смоленское Поозерье». Липа в виде поросли встречается практически во всех основных типах ело­вых и сосновых лесов. Дуба же в области всего около 1,7 тыс. га. Роль остальных широколиственных пород в лесах области еще более скром­ная: ясеня - 0,8 тыс. га, клена - 0,7 тыс. га, вяза - 0,1 тыс. га. Тем не менее, широколиственные породы образуют третью группу ко­ренных лесов Смоленщины. Широколиственные леса, часто называе­мые в европейской части России дубравами, представляют собой до­вольно сложное сообщество, сохранившее основные черты строения с древних времен, хотя сейчас они сильно изменены и имеют в своем составе значительную примесь мягколиственных пород — березы, оси­ны и ольхи серой.

Широколиственные леса Смоленской области в целом мало разли­чаются по составу флоры подлеска, но среди них можно выделить широкотравные и пойменные типы широколиственного леса (липняки сложные, дубравы широкотравные и др.). Это богатые по видовому составу флоры леса. В них можно выделить два яруса деревьев. В со­став первого входят дуб черешчатый, липа мелколистная, ясень обык­новенный, вяз шершавый, клен остролистный. Нередко к ним присоеди­няются береза и осина, иногда ель.

Второй ярус деревьев в нашей зоне образуют дикая яблоня, чере­муха и рябина.

Выделяются два яруса кустарников. Первый образуют более вы­сокие - орешник и крушина ломкая. Второй ярус разнообразный и представлен бересклетом бородавчатым, жимолостью лесной, волчьим лыком, малиной, реже шиповником и другими видами. Деревья и ку­старники широколиственного леса ежегодно дают много опада осенью, который образует достаточно мощную, влагоемкую подстилку. Летом подстилка почти полностью разлагается, обеспечивая накопление гу­муса. В итоге под широколиственным лесом формируются достаточно богатые дерново-подзолистые почвы.

Зимой в таком лесу накапливается много снега, под которым тем­пература близка к 0°. Весной талые воды хорошо впитываются мощной рыхлой подстилкой и гумусом, долго ими удерживаются, обеспечивая водой растения леса. Своеобразен световой режим широколиственного леса. Весной, когда лес не одет листвой, в нем много света. В это время цветет группа весенних раннецветущих растений, называемых в наро­де «подснежниками». Это ветреница дубравная и лютичная, печеноч­ница благородная, медуница неясная, хохлатка полая и Маршалла, гусиные луки и др. Все они занесены в Красную книгу Смоленской области [18]. Одной из характерных особенностей раннецветущих рас­тений является их подснежное развитие. Раннему цветению соответ­ствует раннее заложение почек возобновления (в конце лета - осенью) и подснежное развитие их зимой. Зимой под снегом у ветреницы появ­ляются молодые проростки со свернутыми листочками и цветочной почкой. У печеночницы голубые лепестки бывают заметны в почке еще осенью, а формирование репродуктивных органов цветка (тычинок и пестиков) происходит зимой под снегом. Чем ближе к весне, тем луч­ше у многих этих видов развиты цветки, способные зацвести рано вес­ной. Подснежное развитие, раннее цветение, способность переносить низкие температуры — все это сближает эту группу растений с альпий­ской флорой. Поэтому полагают, что раннецветущие растения широко­лиственных лесов представляют остаточную древнюю группу растений более сурового климата, который существовал на Русской равнине в пе­риоды наступления ледника. Эта остаточная флора ледникового пери­ода нашла себе убежище в наших смешанных и лиственных лесах, приурочивая свой цикл развития к их осветленному периоду весной. Значительный снеговой покров в таких лесах, температура под ним, близкая к нулю, влагоемкая подстилка, световой максимум весной — условия, благоприятные для развития раннецветущей флоры. Раннее развитие этой группы растений связано с их биологическими особенно­стями: у многих — это наличие в виде запаса питательных веществ лег­ко подвижного сахара, опушения, клейкости и антоциана у молодых частей растения, что повышает в целом их холодоустойчивость. Сахар в клетке увеличивает концентрацию клеточного сока, что ведет к по­вышению устойчивости растения к низким температурам зимой и ее резким колебаниям весной (днем и ночью).

Но существует и другое мнение о происхождении группы раннецве­тущих, а именно, о лесном, на том основании, что ряд раннецветущих встречается в широколиственных лесах Западной Европы, где оледене­ния не было: луки, пролески. Видимо, не может быть однозначного реше­ния вопроса о происхождении раннецветущей флоры. Скорее всего, эта флора неоднородна по своему происхождению и включает в себя как эле­менты флоры ледникового времени, так и элементы флоры древних ши­роколиственных лесов (13).

На смену раннецветущим видам, когда лес одевается листвой и в него проникает примерно 1% света, приходит группа летнего «широ-котравья»: пролесник многолетний, сныть, купена лекарственная, бор развесистый, зеленчук желтый, колокольчик крапиволистный, коло­кольчик широколистный и др. Это теневыносливые растения с доста­точно широкими листовыми пластинками, лучше улавливающими свет. Даже у злаков (бор развесистый, овсяница гигантская) листья шириной 2 см и более.

Из-за недостатка света летом у многих растений подлеска цветков не образуется (сныть, дягиль, бутень) или их формируется мало, а ок­раска лепестков венчика часто белая (звездчатка ланцетовидная, звез­дчатка дубравная), лучше заметная для малочисленных здесь насеко­мых. В связи с этим у многих растений преобладает вегетативное размножение, и растут они куртинами. В этом отношении биологи­ческие особенности летнего травянистого покрова дубрав сходны с осо­бенностями растений елового леса. Исключение составляют мхи, кото­рые, являясь обязательными спутниками ельника, в дубравах почти не встречаются, т. к. их развитию препятствует обильная лесная подстилка.

Широколиственные леса в нашей области отличаются молодостью и значительным изменением соотношения состава пород древесного яруса. Объясняется это чрезвычайно сильным воздействием человека на леса, особенно в период Великой Отечественной войны, когда в первую очередь вырубались наиболее ценные древесные породы. В значительной степени наши дубравы — послевоенного времени и часто порослевого происхожде­ния. Поэтому дубравы области в целом представлены молодыми насажде­ниями I—II классов и средний возраст большинства широколиственных пород 30—40, реже больше лет. Промышленного значения эти леса не имеют, но велика их водоохранная роль, особенно насаждений вдоль рек.

Восстановление и посадка широколиственных пород в области почти не производится. А между тем, они у нас хорошо растут, о чем свиде­тельствуют остатки их насаждений на Сокольей горе (близ ст. Колодня), в пос. Вонлярово, во рвах вдоль речки Вязовенки, в старых парках и в других местах.